2014 г. принес радикальные изменения в сфере аттестации рабочих мест по условиям труда. Да, теперь это уже и не аттестацией вовсе называется, а специальной оценкой условий труда. Такой термин введен вместе с новым порядком Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ, действует с 1 января 2014 г.). Однако суть и назначение самой процедуры практически не поменялись. Только последствия нарушений стали жестче и разнообразнее.
Пожалуй, не осталось среди бухгалтеров тех, кто хотя бы не слышал о проблеме аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственно с ней пришлось столкнуться каждому в практической деятельности, например при заполнении отчетности в ФСС России. Многих сначала напугал приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - приказ N 342), а потом (и напрасно!) успокоила его новая редакция от 12.12.2012.
Безопасность рабочих мест с точки зрения бухгалтера
В сфере охраны труда многие десятилетия существовали разнообразные требования к безопасности рабочих мест. Но эта тема раньше чаще всего обходила бухгалтерию стороной. Первые тревожные звонки прозвучали в 2011 г., и вот что мы имеем к сегодняшнему дню.
Социальное страхование
В Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) необходимо в таблице 10 привести данные о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда на начало расчетного периода, выделив отдельно, сколько рабочих мест признано имеющими вредные, а сколько - опасные условия труда. В той же таблице, кстати, указывают сведения и о проведенных в отношении работников обязательных медосмотрах.
На основании результатов аттестации (специальной оценки условий труда) определяется потребность в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты (п. 3 ст. 7 Закона N 426-ФЗ). Следовательно, эти результаты лежат в фундаменте обоснования экономической оправданности таких расходов работодателя в целях налогообложения.
В ходе аттестации должны быть даны рекомендации по организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (п. 5 ст. 7 Закона N 426-ФЗ). А это, в свою очередь, также обосновывает затраты на проведение таких медосмотров и позволяет верно подобрать цифры для заполнения таблицы 10 формы-4 ФСС.
Данные оценки условий труда использует ФСС России для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а страхователь - для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. п. 8, 9 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (в ред. от 21.05.2013), Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (ред. от 24.05.2013)).
Решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится на основании данных аттестации рабочих мест (п. 11 ст. 7 Закона N 426-ФЗ). То есть, определяя подход к оплате больничного пострадавшему, организация опирается на данные, полученные в ходе аттестации.
Расходы работодателя на санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечения работников обосновываются результатами специальной оценки условий труда (п. 13 ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
Пенсионное страхование
При определении тарифа дополнительных взносов в ПФР за застрахованных лиц, имеющих право на досрочное оформление пенсии по старости в связи с работой во вредных и опасных условиях, с 2014 г. определяющее значение имеют результаты аттестации рабочих мест таких сотрудников (ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 167-ФЗ).
В новой форме Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (которая применяется начиная с первого отчетного периода 2014 г.), будут приводиться данные об установленных "вредникам", имеющим право на досрочное назначение пенсий, классах вредности и тарифах (суммах) взносов, как по организации в целом, так и персонально.
Напомним, что теперь страхователь представляет персонифицированные сведения в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" - см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Условия труда и гарантии работникам
Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации (специальной оценки условий труда) отнесены к вредным (3-й или 4-й подклассы вредности) или опасным условиям труда, продолжительность рабочей недели с 2014 г. не может превышать 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Должность сотрудника не имеет значения, как и то, указана ли она в списке вредных работ. Результат зависит только от того, что показала аттестация.
С 2014 г. работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда, имеют право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью семь календарных дней (ст. 117 ТК РФ). Причем такой отпуск нельзя заменить денежной компенсацией, он должен быть использован только в натуре. И в этом случае ничего не зависит от наименования должности или профессии сотрудника, определяющими являются результаты проведенной оценки условий труда.
Оплата труда всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Вредность (опасность) определяется только результатами аттестации и никак не зависит от того, упомянута ли профессия сотрудника в отраслевом Перечне вредных работ. ВС РФ в решении от 04.06.2013 N АКПИ13-411 (Определением ВС РФ от 27.08.2013 N АПЛ13-359 указанное решение оставлено без изменения) установил, что увязка права на доплаты с содержанием Перечней неправомерна. Законодатели внесли соответствующие поправки в ТК РФ (ст. 147 ТК РФ).
Важно! Проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (п. 4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Ответственность
С 2015 г. будет введен административный штраф за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Для организации он составляет от 60 000 до 80 000 руб., для предпринимателя - от 5000 до 10 000 руб. (подробнее об ответственности работодателя за нарушение правил проведения спецоценки читайте в следующем номере журнала).
Говоря о последствиях спецоценки, мы упомянули только те, которые так или иначе могут быть важными для бухгалтера при выполнении им должностных обязанностей. Если брать в расчет функции других подразделений фирмы, список последствий специальной оценки условий труда (или ее непроведения) можно продолжить (см. ст. 7 "Применение результатов проведения специальной оценки условий труда" Закона N 426-ФЗ).
Обратим также внимание на то, что с 2014 г. обязательным положением трудового договора стало указание на условия труда на рабочем месте (ст. 57 ТК РФ). В связи с этим трудовые договоры всех уже работающих сотрудников должны быть дополнены либо соответствующим приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которое является неотъемлемой частью трудового договора.
Что определяется в ходе спецоценки условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Именно по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Бухгалтеру важно знать, что классов условий труда по степени вредности Закон N 426-ФЗ (ст. 14) выделяет четыре: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (см. таблицу).
Классы условий труда по степени вредности (таблица)
Класс (подкласс) вредности |
Характеристика |
|
|
1 класс. Оптимальные условия труда |
Воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника |
|
|
2 класс. Допустимые условия труда |
На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) |
|
|
3 класс. Вредные условия труда |
Уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: - подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья; - подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет); - подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; - подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности |
||
4 класс. Опасные условия труда |
На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности |
||
Именно на этой классификации и основываются различные гарантии и компенсации работникам, а также последствия для работодателя, как уже видно из приведенного нами выше списка.
Развеем несколько мифов и откажемся от пустых надежд
Закон N 426-ФЗ достаточно конкретно регламентирует вопросы специальной оценки условий труда, и правила здесь более жесткие, чем в приказе N 342н.
Так, п. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ четко оговаривает, что специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Никаких особенностей или освобождения от проведения оценки условий труда в отношении рабочих мест, занимаемых внешними совместителями, сотрудниками, с которыми заключены срочные трудовые договоры или сезонными работниками, закон не устанавливает.
Если сравнить это с нормами приказа N 342н в редакции, действовавшей в последнее время, становится очевидно, что исключений почти не осталось. В пункте 4 названного приказа, например, обнаруживаем, что аттестации не подлежали рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. В законе такой льготы уже нет. И хотя Минтруд России письмом от 08.04.2013 N 15-1-859 разъяснил, что если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, такое рабочее место должно аттестовываться, большинство работодателей, слишком упрощенно поняв правило п. 4 приказа N 342н, приняли его за индульгенцию.
В настоящий момент нет сомнений: все рабочие места, оборудованные работодателем по месту его нахождения (в том числе по месту нахождения его обособленных подразделений), подлежат аттестации, даже если это лишь стол с креслом и компьютер на столе.
На этом основании бухгалтер должен сразу сделать вывод: заполняя форму-4 ФСС, уже никто, кроме тех, у кого все работники надомники или трудятся дистанционно, не может проигнорировать заполнение таблицы 10, начиная с расчета за I квартал 2014 г.
Учитывая, что сведения в таблице, как известно, приводятся по состоянию на начало года, показатель "Общее количество рабочих мест, подлежащих аттестации" у большинства страхователей изменится в большую сторону. Отражая аналогичные данные в этой таблице в отчетности за 2013 г., мы приводили сведения, актуальные на начало 2013 г. (и в форме 4-ФСС за 1-е полугодие 2013 г., и в расчетах за девять месяцев 2013 г., а также за 2013 г.), то есть с учетом правил аттестации, установленных приказом N 342н. Теперь же при составлении формы-4 ФСС за I квартал 2014 г. и следующие отчетные периоды 2014 г. нужно исходить из норм Закона N 426-ФЗ.
Например, в компании работает десять менеджеров, бухгалтер, генеральный директор (у всех присутствует на рабочих местах компьютерная техника), два водителя, уборщица и курьер. Раньше (пусть и с натяжкой) можно было считать, что аттестации подлежат только рабочие места водителей, уборщицы и курьера (то есть четыре рабочих места). В расчете за I квартал 2014 г. придется указать, что специальной оценке подлежат уже все 16 рабочих мест.
К слову, поскольку нет необходимости оценивать условия труда надомников и дистанционных работников, кого можно и нужно считать таковыми?
Надомники и дистанционные работники
Надомниками в силу ст. 310 ТК РФ считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается место работы, то есть в данном случае должно быть обозначено, что работа выполняется на дому.
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ст. 312.1 ТК РФ), то есть специфика работы также отражается в договоре. Особенностям труда этих лиц посвящена глава 49.1 ТК РФ.
Гражданско-правовые договоры
Не проводится оценка условий труда, естественно, и в отношении условий, в которых работают исполнители по договорам гражданско-правового характера (договоры работ, услуг, подряда). Так может, перевести максимальное число сотрудников на такие договоры?
Предостережем от подобных кульбитов: этот и без того рискованный подход натолкнется на новый барьер, установленный с 2014 г. ТК РФ. В Кодексе появилась ст. 19.1 "Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями". Процитируем: "Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ч. 1-3 настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей". То есть у фиктивного гражданско-правового договора нет шансов избавить работодателя от необходимости оценить условия труда на рабочем месте, зато переквалификация договора гарантированно принесет ему негативные плоды. В то же время подчеркнем, что гражданско-правовые договоры, не имеющие признаков притворных сделок, имеют право на существование и заключение их абсолютно правомерно.
Сроки проведения спецоценки
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). И в этом случае можно говорить об ужесточении правил по сравнению с ранее существовавшими. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" предполагал, что на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация больше не проводится (подп. б п. 8). Новый закон устанавливает иную льготу. В порядке ст. 11 работодатель может декларировать соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на тех рабочих местах, где оценка не выявила вредных факторов, а затем раз в пять лет продлевать действие декларации.
В статье 17 Закона N 426-ФЗ определены случаи, когда обязательно проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
В то же время важно понимать, что:
а) несмотря на смену законодательства и терминологии, в случае, если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (п. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);
б) если в организации имеются рабочие места, на которых наличие вредных факторов не очевидно сразу (то есть профессии, должности, специальности работников на таких рабочих местах не включены в списки вредных работ, закон не устанавливает на таких рабочих местах гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, ранее проведенные аттестации рабочих мест по условиям труда не установили вредные и (или) опасные условия труда), специальную оценку условий труда на таких рабочих местах можно провести поэтапно, а завершена она должна быть не позднее чем 31 декабря 2018 г. (п. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Последнее правило означает, что наличие у работодателя неаттестованных (не прошедших оценку) рабочих мест на начало 2014 г. и даже до конца 2018 г. не всегда неизбежно карается штрафом. Все зависит от того, какое это рабочее место.
Кто и как проводит специальную оценку условий труда
Сам работодатель своими силами обойтись никак не может. Необходимо привлечь специализированную экспертную организацию. Выбрать поможет реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. В Интернете реестр расположен по адресу http://rao.rosminzdrav.ru.
Процедуру проведения специальной оценки бухгалтеру знать не обязательно, но при желании ознакомиться с ней стоит прочесть ст. 8-16 Закона N 426-ФЗ.
Результаты спецоценки (аттестации) и страховые взносы в ПФР
Страхователи начиная с 2013 г. обязаны уплачивать страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам за тех своих работников, кто потенциально имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях (ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; далее - Закон N 167-ФЗ).
Для начала разберемся, кто эти застрахованные лица, за которых уплачиваются такие взносы.
В прошлом году все было достаточно просто. При наличии в штате лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, необходимо было за них дополнительно уплачивать в 2013 г. в ПФР 4% на солидарную часть тарифа страховых взносов со всей суммы заработка. Если же в организации или у предпринимателя работает кто-то из упомянутых в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), то в 2013 г. за этих лиц следовало отчислять дополнительно в ПФР 2% на солидарную часть тарифа страховых взносов со всей суммы заработка.
Этот дополнительный тариф касался:
1) лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда;
2) женщин - трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также женщин - машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
3) женщин, занятых в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
4) рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водители грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
5) лиц, занятых в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
6) рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно занятых на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
7) механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
8) членов плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
9) водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
10) лиц, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;
11) лиц, работающих на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
12) членов летного состава гражданской авиации;
13) лиц, занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
14) лиц, занятых в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
15) спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
16) лиц, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
17) сотрудников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В 2014 г. за те же категории работников уплачивать нужно 6 и 4% соответственно. Однако теперь эти тарифы, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, актуальны только для тех страхователей, кто не провел аттестацию рабочих мест этих сотрудников или спецоценку условий труда на их рабочих местах. Дело в том, что с 2014 г. указанная статья дополнена п. 2.1, который предусматривает совсем другие тарифы для страхователей, которые обязаны уплачивать дополнительные взносы в ПФР и при этом прошли процедуру специальной оценки условий труда. Этот тариф зависит от установленного класса условий труда (см. табл. 1):
Таблица 1
Дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в зависимости от класса условий труда
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный |
4 |
8% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Вредный |
3.4 |
7% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
3.3 |
6% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
|
3.2 |
4% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
|
3.1 |
2% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
|
Допустимый |
2 |
0% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Оптимальный |
1 |
0% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Таким образом, по новой сетке тарифов уплату дополнительных взносов с 2014 г. производят те страхователи, кто нашел своих работников в вышеприведенных списках имеющих право на досрочную пенсию в связи с условиями труда, и провел специальную оценку условий труда.
Если аттестация проведена и ее результаты неутешительны, однако ваши сотрудники не могут претендовать на досрочную пенсию по старости на основании подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, платить за них дополнительные взносы не придется.
С другой стороны, если представить себе ситуацию, что кто-то из "вредников" имеет в вашей организации допустимые или оптимальные условия труда, определенные в ходе специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с требованиями нового Закона N 426-ФЗ, то и за них платить дополнительные взносы не требуется, ведь тариф в этом случае будет равен 0%.
Правила назначения досрочной трудовой пенсии по старости применяются лишь в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ).
Добавим, что до установления на рабочих местах льготников класса вредности в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды занятости на рабочих местах на указанных работах при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам. Это правило работает в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми (см. п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 421-ФЗ).
Результаты проведенной до начала 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными (п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).
Обобщим сказанное. Страхователь в 2014 г. уплачивает взносы по дополнительному тарифу 6 или 4%, предусмотренному п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, если одновременно выполняются следующие условия:
а) вид деятельности работника указан в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ;
б) аттестация рабочих мест не проведена или проведена и показала оптимальные или допустимые условия труда;
в) специальная оценка условий труда по новым правилам не проводилась.
Страхователь применяет новую тарифную шкалу для дополнительных взносов, предусмотренную п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, если одновременно выполняются следующие условия:
а) вид деятельности работника указан в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ;
б) проведена специальная оценка условий труда по новым правилам или до 2014 г. проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, которая признала условия труда на рабочем месте вредными или опасными.
В иных случаях страхователь не исчисляет и не уплачивает взносы по дополнительным тарифам.
Результаты спецоценки (аттестации) и страховые взносы "на травматизм"
Результат проверки условий труда на рабочих местах отразится на платежах в ФСС России. Как мы уже упомянули, данные оценки условий труда используются Фондом для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентируют Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.
Размер скидки или надбавки не может превышать 40% установленного страхового тарифа.
Размер скидки и надбавки рассчитывается ФСС России исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за три года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается.
Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года, отраженных в таблице 10 формы 4-ФСС.
Решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Что будет, если проигнорировать новый порядок
Законодатель, взявшись всерьез за вопросы охраны труда, ввел несколько новых административных штрафов за нарушение правил специальной оценки условий труда, дополнив КоАП РФ новыми нормами (см. табл. 2). На эти нормы стоит обратить внимание тем работодателям, которые готовы пренебречь проведением специальной оценки условий труда, так как, по их мнению, стоимость услуг специализированной организации "кусается".
Таблица 2
Ответственность работодателя за нарушение правил спецоценки условий труда
Состав нарушения |
Санкция |
Статья КоАП РФ |
1 |
2 |
3 |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение |
Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб. |
Часть 2 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации |
Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб. |
Часть 1 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб. |
Часть 3 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (под средствами индивидуальной защиты следует понимать СИЗ, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 130 000 до 150 000 руб. |
Часть 4 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Совершение перечисленных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Часть 5 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 0 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 1 00 000 руб. |
Часть 3 ст. 5.27 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб.; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 1 00 000 до 200 000 руб. |
Часть 5 ст. 5.27 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания инспектора труда |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. |
Часть 23 ст. 19.5 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона N 421-ФЗ) |
Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров |
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. |
|
Индивидуальные предприниматели за совершение этого правонарушения несут административную ответственность как юридические лица |
|
Статья 11.32 (действует с 31.03.2014, вводится Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ) |