Начало 2014 года ознаменовалось серьезными изменениями в сфере охраны труда. Теперь учреждения, как и все другие работодатели, вместо аттестации рабочих мест должны проводить специальную оценку условий труда - соответствующий закон вступил в силу 1 января текущего года. Чем отличается новый механизм от старого? Как можно использовать результаты спецоценки и какие экономические стимулы получили работодатели?
Как известно, до 2014 года законодательство РФ предусматривало три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными факторами:
- аттестацию рабочих мест (АРМ) - на основе ее результатов сотрудникам сокращалась продолжительность рабочего времени, устанавливались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и другие компенсации;
- специальную оценку условий труда (в 2013 году она проводилась в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам);
- государственную экспертизу условий труда, осуществляемую Рострудом.
Сегодня в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) эти процедуры объединены и унифицированы. То есть организации должны проводить исследование рабочего места своих сотрудников однократно, а его результаты могут использоваться во всех целях - и при уплате страховых взносов в ПФР, и при предоставлении гарантий и компенсаций сотрудникам.
Поскольку объединенная процедура предусматривает учет исключительно фактического воздействия на организм работника вредных и (или) опасных факторов, организации смогут максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации конкретному человеку на конкретном рабочем месте. Кроме того, экономический интерес работодателей в улучшении условий и охраны труда тоже должен вырасти - за счет такого улучшения можно будет оптимизировать свои дальнейшие издержки (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в ПФР).
Что подвергать спецоценке?
Спецоценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом применения мер защиты (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Эти процедуры должны проводиться не реже одного раза в пять лет, если за это время не возникло оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Однако если рабочие места организации уже прошли аттестацию, ее результаты будут действительны в течение пяти лет с даты ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
То есть автономному учреждению, аттестовавшему рабочие места, например, в ноябре 2013 года, потребуется пройти спецоценку только в ноябре 2018 года (хотя АУ вправе провести ее и до истечения этого срока). А вот при возникновении необходимости исследовать условия труда в январе 2014 года спецоценка (а не АРМ) будет обязательна.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию исследования возложена на работодателя. Для этого ему потребуется привлечь специализированную организацию, обладающую необходимым измерительным оборудованием и экспертами. Речь идет о фирмах, которые ранее оказывали услуги по АРМ, - эти компании могут проводить спецоценку до окончания действия своей аккредитации на проведение аттестации, а потом должны аккредитоваться по новым правилам.
Примечание. Организации теперь обязаны исследовать условия труда на всех рабочих местах, хотя до 2014 года не каждое из них подлежало аттестации.
Среди обязанностей специализированной фирмы, перечисленных в ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ, отдельно отмечено то, что она не может приступать к проведению спецоценки (или должна приостановить работу), если организация-заказчик не предоставила необходимые сведения и документы по условиям труда на рабочих местах или отказалась обеспечить условия для исследований.
Участвует в процедурах спецоценки и профсоюз. Его представитель включается в состав комиссии, создаваемой в учреждении для оценки условий труда (ч. 2 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, профсоюз или иной представительный орган работников может запросить у экспертной организации обоснование результатов спецоценки (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ) и потребовать проведения внеплановой спецоценки (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Еще одно важное изменение заключается в следующем. Учреждения, как и другие работодатели, обязаны осуществлять исследование условий труда в отношении всех рабочих мест, хотя ранее (до 2014 года) не каждое из них подлежало аттестации. Например, если сотрудник работал исключительно за персональным компьютером и с оргтехникой, такое место не нужно было аттестовывать.
Исключением из правил сейчас являются только надомники и дистанционные работники, а спецоценка условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется отдельными федеральными законами (ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 426-ФЗ предусматривает упрощенную процедуру спецоценки для тех организаций, у которых имеются так называемые аналогичные рабочие места. В этом случае спецоценка осуществляется в отношении 20% таких мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем местам, признанным аналогичными (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Но если в ходе исследования обнаружится, что хотя бы одно из рабочих мест, объединенных в данную группу, не соответствует признакам аналогичности, спецоценку должно будет пройти уже каждое из них.
Свои особенности имеет и спецоценка в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Как сказано в ч. 7 ст. 9 Закона N 426-ФЗ, особенности эти должен установить Минтруд, а соответствующий перечень рабочих мест - Правительство РФ. В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства, в котором среди прочих названы рабочие места профессиональных спортсменов в период проведения учебно-тренировочных и подготовительных занятий, а также представителей творческих профессий. Этот факт нужно учесть учреждениям физкультуры и спорта и учреждениям культуры.
Впрочем, пока подзаконные акты не приняты, спецоценку в отношении данных рабочих мест следует проводить в общем порядке (ч. 5 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Этапы проведения спецоценки
Процедура спецоценки состоит из нескольких этапов.
1. Сначала учреждению необходимо провести подготовительные мероприятия (ст. 9 Закона N 426-ФЗ): создать комиссию, куда войдут представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и профсоюза (число членов должно быть нечетным), а затем утвердить график проведения спецоценки. Комиссия также утверждает перечень рабочих мест, подлежащих исследованию, с указанием аналогичных рабочих мест.
2. Затем начинается непосредственная работа по спецоценке. Эксперту специализированной фирмы предстоит идентифицировать потенциально вредные и опасные факторы на подлежащих исследованию местах. Это совершенно новый этап работ, которого не было в процедуре АРМ.
Примечание. Подача в инспекцию труда декларации соответствия освобождает учреждение от проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению факторов производственной среды. Однако такую декларацию можно заполнять только в отношении рабочих мест, где не обнаружено вредных или опасных факторов.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ под идентификацией подразумевается сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с показателями, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных факторов. Если таких совпадений не обнаружено, комиссия без дальнейших исследований признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми (ч. 4 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Если же совпадения есть - комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений вредных и опасных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Обратите внимание, что в отношении отдельных рабочих мест идентификация не осуществляется. В этот перечень, приведенный в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, входят, например, места работников, которым назначается досрочная пенсия: лиц, осуществляющих творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, педагогическую деятельность в учреждениях для детей или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
3. Также является новацией декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляемое в отношении рабочих мест, где не обнаружено вредных или опасных факторов. Декларирование соответствия освобождает работодателя от проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению. По мнению разработчиков закона, это должно позволить небольшим организациям, в том числе работающим в непроизводственном секторе экономики, существенно снизить свои затраты.
Подавать декларацию необходимо в государственную инспекцию труда по месту нахождения учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Документ действителен в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. И если на "задекларированных" местах не произойдет несчастных случаев, а у работников не будут обнаружены профзаболевания, действие документа продлится еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). В противном случае в отношении "опасного" рабочего места декларация аннулируется и проводится внеплановая спецоценка.
4. При наличии потенциально вредных или опасных факторов, обнаруженных на втором этапе работ, специализированная фирма приступает к их измерению и исследованию. Перечень таких факторов должна сформировать комиссия (ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
По результатам исследований эксперт специализированной фирмы относит условия труда на рабочих местах к тому или иному классу (подклассу). В зависимости от степени вредности и (или) опасности условия труда признаются оптимальными, допустимыми, вредными (здесь установлено четыре подкласса) и опасными. Классификация условий труда, которая дана в ст. 14 Закона N 426-ФЗ, тоже является новацией в законодательстве.
5. Завершающей процедурой становится оформление результатов спецоценки. Специализированная фирма составляет отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Затем организация должна ознакомить сотрудников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах (под подпись) и разместить сводные данные исследования на своем сайте.
Применение результатов спецоценки
Результаты спецоценки могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, обязательных для работодателей. В частности, на эти результаты учреждение может опереться при разработке и реализации мероприятий по улучшению условий труда работников, обеспечении их средствами индивидуальной и коллективной защиты, организации медосмотров, предоставлении компенсаций за работу во вредных или опасных условиях.
Согласно п. 7, 8 ст. 7 Закона N 426-ФЗ данные, полученные в ходе спецоценки, также используются при расчете страховых взносов. Речь идет об установлении скидок (надбавок) к страховому тарифу на травматизм (напомним, что раньше для этого брались результаты АРМ), а также об определении дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР.
В последнем случае тарифы напрямую зависят от классов условий труда, установленных по результатам спецоценки. Согласно изменениям, внесенным в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в связи с принятием Закона N 426-ФЗ, с 2014 года применяется следующая линейка дополнительных тарифов:
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса, % |
Опасный |
4 |
8 |
Вредный |
3.4 |
7 |
3.3 |
6 |
|
3.2 |
4 |
|
3.1 |
2 |
|
Допустимый |
2 |
0 |
Оптимальный |
1 |
0 |
То есть организации в отношении выплат своим сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях, должны применять тарифы в размере от 2 до 8%. Но если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф платить не придется - работодатель будет от него освобожден. В этом, по мнению разработчиков Закона N 426-ФЗ, и заключается основной стимул: чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в ПФР.
Но названный закон предусматривает не только зависимость размера "пенсионных" отчислений организации от степени безопасности труда ее работников, но и возможность снижения этих отчислений. При улучшении условий труда в учреждении размер дополнительных взносов уменьшится или вовсе сведется к нулю. Как сказано в ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ, решение о снижении класса (подкласса) условий труда может быть принято, если работники, занятые на "вредных" местах, применяют эффективные средства индивидуальной защиты. Эксперт специализированной фирмы должен зафиксировать этот факт и отразить в своем заключении, после чего комиссия учреждения вправе на одну степень снизить класс или подкласс условий труда.
Ответственность за нарушения
Более детально теперь прописаны и меры ответственности за нарушения в сфере охраны труда. Эти меры установлены в дополнительных ст. 5.27.1 и 14.54 КоАП РФ (для работодателей и фирм, проводящих спецоценку, соответственно). Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведение повлечет за собой предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (для должностных лиц) и от 60 000 до 80 000 руб. (для юридических лиц). То есть за незначительное нарушение сейчас может быть вынесено предупреждение (такой меры раньше не было).
Однако другие наказания стали более жесткими. Например, если названные выше нарушения будут совершены повторно - штрафы возрастут до сумм в 30 000-40 000 руб. (для должностных лиц) и 100 000-200 000 руб. (для юрлиц). Возможны также дисквалификация должностного лица на срок от года до трех лет и приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Напомним, что до этого максимальный штраф для работодателей, нарушивших законодательство об охране труда, ограничивался 50 000 руб.
Изменена и уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда. Статья 143 УК РФ предусматривает для лица, ответственного за соблюдение требований охраны труда (как правило, им является руководитель), штрафы, обязательные, исправительные, принудительные работы либо лишение свободы, если работник организации получил увечье или погиб на производстве.
Часть новых санкций (административные штрафы) начнет действовать только с 1 января 2015 года - на это указано в ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ. Так что у учреждений еще есть время привести свои дела в порядок. А вот поправки в УК РФ уже вступили в силу с начала текущего года.