Перспиктива реформы авиаперевозок в России

реформы авиаперевозок

В международных воздушных перевозках Россия по-прежнему придерживается Варшавской конвенции 1929 года, хотя уже есть новые правила, установленные Монреальской конвенцией 1999 года. Например, страны Евросоюза присоединились к ней в 2004 году. Чем же она лучше, и какое преимущество она имеет по сравнению с конвенцией 1929 года?

Главная цель конвенции - обеспечить защиту прав и интересов пассажиров международных воздушных перевозок, о чем в Варшавской конвенции не говорится ни слова. В результате в США, Европе и других странах, где Монреальской конвенции дан полный ход, центральной фигурой национального закона стал пассажир. Вся государственная машина стран, присоединившихся к новой конвенции, а это 103 государства, подчинена задаче ее соблюдения при выполнении национальными перевозчиками международных воздушных перевозок. Россия в эту компанию государств не входит и придерживается архаичных правил Варшавской конвенции. Такой консерватизм авиационных властей необъясним, тем более что он вредит репутации российских перевозчиков на мировом рынке авиаперевозок, снижает их конкурентоспособность.

Россия участвует в Варшавской конвенции с 1933 года. В то время первостепенным считалось убрать с дороги международных авиаперевозчиков преграды, создаваемые на их пути национальными законами, содержавшими часто прямо противоположные правовые решения вопросов регулирования международных воздушных перевозок. Законодательную чехарду Варшавская конвенция устранила, что было своевременно и прогрессивно в 20-30 годы прошлого столетия. Однако конвенция исходила из вторичности прав авиапассажиров, что было воспринято сначала советским, а затем российским законодателем как руководство к действию. Теперь международным правом признана первичность прав пассажира, и поэтому Варшавская конвенция проигрывает по всем статьям Монреальной конвенции. Только благодаря ей весь авиационный мир перешел на электронные билеты и дальше энергично осваивает новейшие информационные технологии, которые сделали перевозки более доступными для миллионов авиапассажиров. Заслуги Варшавской конвенции в этом нет.

По-новому решены в Монреальской конвенции вопросы ответственности перевозчика и компенсации за вред, причиненный в случае смерти или телесного повреждения пассажира, а также при уничтожении, утери или повреждении зарегистрированного багажа. В таких случаях конвенция обязывает перевозчика возместить причиненный вред пассажиру и его багажу на основе принципа наиболее полного возмещения. Первоначально в 1999 году материальная компенсация определялась в 100 тыс. специальных прав заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, на основе которых исчисляется компенсация за вред в национальной валюте, и он был пересмотрен ИКАО в 2009 году с учетом инфляции. В этом году ИКАО предстоит новый пересмотр. В пересчете на рубли речь идет о компенсации за вред в случае смерти или телесного повреждения порядка 4,5 млн. руб. В отношении потери зарегистрированного багажа предусмотрена компенсация в 1000 СПЗ (38 тыс. руб.), задержки пассажиров, багажа или груза - 4150 СПЗ (около 160 тыс. руб.). Но пока на пассажиров российских авиакомпаний, включая их зарубежных клиентов, Монреальская конвенция не распространяется, и все вопросы будут решаться на основе Варшавской конвенции. А это совсем другие пределы материальной компенсации: 20 тыс. долл. при причинении вреда жизни и здоровью пассажира, 20 долл. за килограмм утраченного багажа, что не идет ни в какое сравнение с компенсациями по новой конвенции. За задержку пассажира, его багажа и груза Варшавская конвенция вообще никаких компенсаций не предусматривает. Кроме того, новая конвенция упростила порядок разрешения споров и претензий, связанных с международными авиаперевозками.

Примечание. Главная цель Монреальской конвенции - обеспечить защиту прав и интересов пассажиров международных воздушных перевозок.

Ведущие международные авиаперевозчики уже давно применяют новую конвенцию себе на пользу как у себя, так и на российском рынке перевозок. Теперь многие российские граждане предпочитают летать за рубеж самолетами иностранных авиакомпаний. Притягательность их услуг объясняется многими факторами, в том числе тем, что пассажир попадает под защиту монреальских правил перевозок.

В ноябре прошлого года предполагалось, что Правительство внесет пакет документов о ратификации Монреальской конвенции в Госдуму, но этого не произошло.

После публикации законопроекта о ратификации Монреальской конвенции в феврале 2013 года Российская ассоциация международного права (РАМП) провела независимую научную экспертизу законопроекта и сделала замечания к документу, которые переданы в Министерство транспорта РФ, опубликованы в "Российской газете" и на сайте Avia.ru. В них указывалось на несоответствие документов, подготовленных для ратификации, требованиям Монреальской конвенции.

Комментарий. Когда Россия присоединится к Монреальской конвенции и у нас начнут действовать современные международные авиаправила, по которым летают сегодня в более чем 100 странах мира? Комментирует заместитель министра транспорта России Валерий Окулов.

- В чем принципиальная разница между Варшавской конвенцией, которой мы пользуемся, и Монреальской?

- Монреальская конвенция разительно повышает планку требовательности пассажиров к авиакомпаниям. Это касается как компенсации страховых случаев, так и компенсации за утрату багажа, за повреждение багажа. Также она дает возможность монетизировать компенсацию пассажирам в случае задержки рейса. Сегодня авиакомпания должна предоставить размещение в гостинице, обеспечить питание, а по Монреальской конвенции все это компенсируется только деньгами. Кстати, все ведущие отечественные авиакомпании сегодня уже де-факто работают по стандартам Монреальской конвенции. Они предоставляют одинаковые стандартные условия пассажирам, которые прилетают к нам из-за границы или летят из России за границу.

- Но страховки эти стандарты не касаются, пока мы не присоединились?

- Совершенно верно. Размер страхового возмещения по Монреальской конвенции может увеличиться больше, чем в два раза. По сегодняшнему курсу Центрального банка он будет составлять 4,5 млн. руб. Причем получить это возмещение можно будет без каких-либо судебных процедур, поскольку это станет отраслевым национальным стандартом.

- Когда следует ожидать присоединения к конвенции?

- Мы рассчитываем, что конвенция будет внесена в Госдуму на этой сессии, чрезвычайно важно и актуально, чтобы до лета она была принята.

- Стоимость билетов опять повысится?

- Для тех компаний, которые работают по стандартам предыдущей Варшавской конвенции, это потребует дополнительного финансового резервирования. В конечном счете это скажется на билетах. Но замечу, что уже 90% пассажиров перевозятся компаниями, которые де-факто работают сегодня по Монреальской конвенции.