О некоторых проблемах, с которыми может встретиться гражданин, получающий пенсию, рассказал в беседе с корреспондентом Василием Тресковым начальник Главного управления Пенсионного фонда N 5 по Москве и Московской области Александр Акименко.
- Александр Евгеньевич, начнем разговор с радостного события для наших пенсионеров - с февраля их пенсии увеличились. Не могли бы Вы более подробно прокомментировать это событие?
- С 1 февраля трудовые пенсии москвичей и жителей Подмосковья выросли на 6,5%. Государство проиндексирует трудовые пенсии более чем 2,71 миллиона столичных пенсионеров и более чем 1,79 миллиона подмосковных пенсионеров. В результате средний размер трудовой пенсии по старости московских пенсионеров достигнет 12 201 руб., а средний размер трудовой пенсии по старости в Московской области достигнет 12 106 руб. В денежном выражении в среднем пенсионеры будут получать трудовые пенсии по старости на 740 руб. больше.
Кроме этого, на 6,5% вырастет размер пенсий граждан, получающих трудовые пенсии по инвалидности. В среднем размер их пенсии составит 7387 руб. Также увеличатся пенсии по случаю потери кормильца - с февраля средний размер их пенсий составляет около 5 тыс. руб.
Еще раз пенсии москвичей будут повышены 1 апреля 2014 г. по уровню роста доходов Пенсионного фонда РФ в 2013 году в расчете на одного пенсионера. В августе этого года будет произведен традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.
- Не могу не задать следующий вопрос, который волнует наших пенсионеров. В последнее время много говорится о дефиците средств на пенсионное обеспечение. Какие меры принимаются, чтобы избежать этого?
- В целях реализации правительственного плана мероприятий по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы РФ Пенсионный фонд страны утвердил собственный план мероприятий по мобилизации доходов бюджетов РФ на 2014 год, в рамках которого Отделением Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области будет проведена организационная работа по выявлению работодателей г. Москвы и Московской области, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
Списки с такими страхователями будут направляться в комиссии по легализации заработной платы. Данные комиссии будут созданы в налоговых службах. Их целью является увеличение поступлений налогов в бюджет путем легализации налоговой базы.
Также планом предусмотрено, что гражданам будут разъяснять негативные последствия выплаты "серой зарплаты" при назначении пенсии.
Мы будем сообщать органам по труду и занятости в субъектах РФ сведения о бюджетных организациях, не обеспечивающих полноту уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В Москве и Московской области число таких организаций на сегодня составляет более 287 тыс., а их общая сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 32,7 млрд. руб., на обязательное медицинское страхование - 6,4 млрд. руб.
Сотрудники отделения Пенсионного фонда N 5 совместно с территориальными органами Федеральной налоговой службы и органами Фонда социального обеспечения проведут проверки плательщиков страховых взносов в целях выявления фактов выплат неофициальной заработной платы, занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организации, налогу на добавленную стоимость, а также других налогов и баз для начисления страховых взносов и увеличения поступлений налогов и взносов в бюджеты. Совместно с территориальными органами налоговой службы будут проводиться мероприятия по выявлению фактов неофициальной заработной платы - так называемой заработной платы в "конвертах".
План мероприятий по мобилизации доходов будет реализован на территории Москвы и Московской области в течение всего 2014 года.
- Александр Евгеньевич, к нам часто обращаются читатели с вопросами, возникшими в результате непростой жизненной ситуации. Например, о компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелыми, нуждающимися в уходе или достигшими 80 лет. Эти выплаты производятся в "теле" пенсии, а уже потом пенсионер расплачивается с тем, кто осуществляет уход. При этом ухаживающий должен соответствовать ряду критериев. Если человек, осуществляющий уход, скрыл от пенсионера тот факт, что где-то работает или получает какой-то иной доход, и органы Пенсионного фонда об этом узнали, кто должен будет возвращать суммы выплаченных компенсационных выплат - пенсионер или тот, кто осуществлял уход? Нужно ли извещать органы фонда, если ухаживающий получил разовое денежное вознаграждение (например, получил гонорар за статью, опубликованную в газете)? Предусмотрены ли какие-то штрафные санкции или другие виды наказания для пенсионера или ухаживающего?
- Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, устанавливается в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343.
Для приобретения и реализации права на ежемесячную компенсационную выплату лицо должно:
- проживать на территории Российской Федерации;
- быть трудоспособным;
- не работать;
- осуществлять уход за определенным кругом лиц, относящихся к нетрудоспособным гражданам.
Указ и Правила устанавливают круг лиц, за которыми должен осуществляться уход. К таким лицам относятся:
- инвалиды I группы;
- ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
- престарелые, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшие возраста 80 лет.
Компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в целях частичной компенсации им заработка в указанный период, так как в период такого ухода трудоспособные граждане, не имея возможности работать, остаются без источника средств к существованию.
В соответствии с Правилами компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним. Вместе с тем согласно п. 2 и 4 Правил компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Таким образом, компенсационная выплата и пенсия, к которой эта выплата осуществляется, назначаются разным лицам.
При этом п. 10 Правил предусмотрена обязанность лица, осуществляющего уход, в течение пяти дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. В случае нарушения трудоспособным лицом этого пункта Правил территориальный орган Пенсионного фонда вправе определить сумму излишне выплаченной суммы компенсации и принять меры к ее взысканию.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на компенсационные выплаты в связи с уходом за нетрудоспособным лицом. В связи с этим возмещение указанных сумм компенсации осуществляется в судебном порядке из иных источников дохода должника. Вместе с тем законодатель допускает возможность добровольного исполнения предъявляемых должнику требований.
Правовых оснований для взыскания излишне выплаченных по вине трудоспособного лица сумм компенсационной выплаты из пенсии нетрудоспособного гражданина, за которым осуществлялся уход, не имеется, поскольку данная пенсия не является доходом должника.
Необоснованно выплаченной и подлежащей восстановлению можно считать сумму компенсации, выплаченной трудоспособному лицу за время его работы или получения какого-либо иного дохода (пособие по безработице, гонорар, установление какого-либо вида пенсии).
Если гонорар (разовая выплата) получен по гражданско-правовому договору (например, по договору авторского заказа), то такая выплата является объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В данном случае работодатель обязан начислить и уплатить страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и предоставить в органы фонда сведения персонифицированного учета с указанием сумм начисленных и уплаченных страховых взносов и стажа работы в соответствии с гражданско-правовым договором.
- В каких еще случаях органы Пенсионного фонда могут взыскать с пенсионера деньги, выплаченные в виде пенсии? Например, пенсионер получает федеральную пенсию и региональную надбавку к ней, но в случае, если он устроится на работу, то снимается ли региональная надбавка?
- Удержания из установленной пенсии производятся в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты);
3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.
Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70% трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливается региональная социальная доплата уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ (органами социальной защиты населения) гражданам, размер пенсии которых не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ.
Региональная социальная доплата устанавливается и выплачивается неработающим пенсионерам.
В период выполнения оплачиваемой работы и (или) иной деятельности выплата региональной социальной доплаты прекращается.
В случае установления факта выполнения пенсионером оплачиваемой работы возврат региональной социальной доплаты производится в органы, осуществляющие ее выплату (органы социальной защиты населения).
Примечание. Личный кабинет для страховщиков
В рамках мероприятий по улучшению взаимодействия между отделениями Пенсионного фонда и плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в отделении Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области в режиме опытной эксплуатации во всех территориальных органах открыт электронный "Личный кабинет плательщика" (ЛКП).
Как объяснил Александр Акименко, "Личный кабинет плательщика" предназначен для всех категорий страховщиков - как представителей государственных организаций, так и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, производящих выплаты.
ЛКП включает в себя семь основных сервисов: "Платежи" (реестр платежей) - для всех категорий плательщиков страховых взносов; "Справка о состоянии расчетов" - для всех категорий плательщиков страховых взносов; "Информация о состоянии расчетов" - для всех категорий плательщиков страховых взносов (по месяцам - для работодателей, по годам - для самозанятых плательщиков); "Платежное поручение" - для работодателей; "Проверка РСВ-1" - для работодателей; "Расчет взносов" - для самозанятых плательщиков; "Квитанция" - для работодателей - физических лиц и самозанятых плательщиков.
Для подключения необходимо пройти предварительную регистрацию. Для этого нужно подать заявку на подключение к ЛКП. Для подачи заявки следует ввести регистрационный номер в Пенсионном фонде, ИНН, контактный email и выбрать один из способов получения кода активации.
Код активации направляется плательщику не позднее пяти рабочих дней после дня подачи заявки. После получения кода активации плательщик:
вводит регистрационный номер в Пенсионном фонде и код активации;
подтверждает согласие с условиями подключения путем проставления отметки;
задает собственный пароль для входа в "Личный кабинет плательщика".
Кроме того, подключиться к "Личному кабинету плательщика" можно обратившись лично в территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов. В этом случае представитель плательщика лично подает в территориальный орган фонда заявление установленной формы, на основании которого осуществляется его подключение и распечатка сформированной регистрационной карты, содержащей сгенерированный пароль. Регистрационная карта выдается лично представителю плательщика после проверки документов, подтверждающих его полномочия.
"Личный кабинет плательщика" позволяет плательщику страховых взносов экономить время на подготовку и сдачу отчетности в Пенсионный фонд, осуществлять дистанционную сверку платежей, дистанционный контроль полноты платежей и сверку расчетов с фондом в разрезе каждого месяца и осуществлять безошибочные платежи в фонд.
Количество сервисов, предоставляемых посредством ЛКП, будет расширяться.