К вопросу об эффективности норм предпринимательского права

предпринимательское право

В предпринимательском праве существует достаточно много теоретических и практических проблем. В данной статье мы остановимся на важной проблеме, которая носит одновременно и глубоко теоретический, и сугубо практический характер - проблеме эффективности правового регулирования. К сожалению, в последние годы ученые-юристы не столь часто обращаются к вопросам эффективности права. Между тем это одна из наиболее значимых категорий в праве, важнейший показатель работы всей правовой системы. Неэффективное регулирование в принципе лишено смысла. Нужно всеми способами стараться и на уровне правотворчества, и на уровне правореализации способствовать выработке действенных, эффективных механизмов правового воздействия.

В науке российского предпринимательского права вопросы эффективности правового регулирования до настоящего времени не получили должного осмысления. В настоящее время только идет осмысление содержания многих ключевых правовых категорий, лишь формируется представление о механизме, принципах, методах правового регулирования. Теория предпринимательского права в определенной мере отстает от практики. Анализ эффективности норм предпринимательского права пока не становился предметом специального исследования. Но именно в экономической сфере (в отличие от ряда иных областей юриспруденции) существуют дополнительные возможности оценки эффективности: можно использовать экономические (в т. ч. макроэкономические) показатели (характеристики). Хотя, надо признать, эффективность экономическая не должна отождествляться с эффективностью правовой. Тем не менее даже статистические данные (число зарегистрированных юридических лиц, размер ВВП, объем инвестиций, процент предпринимателей, выигравших споры у государственных органов) могут быть полезны при оценке эффективности регулирования. Но нужно помнить, что универсальный, самый общий показатель эффективности экономики и ее регулирования - качество жизни населения. А данный показатель измерить достаточно непросто.

Эффективность права - комплексная, многоплановая проблема, связанная с решением множества методологических, теоретических и практических вопросов. Актуальной задачей юриспруденции является разработка общей теории эффективности правовых норм. В советской и российской правовой науке сравнительно немного подобных исследований.

В самом общем виде под эффективностью (лат. efficientia - действие, сила, влияние) понимают продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. Экономическая эффективность - соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Подобный подход, в принципе, может быть использован и в праве. Насколько затраты (на разработку акта, на содержание контрольного аппарата и т. п.) соизмеримы с экономическим эффектом? Например, в области лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности анализ такого уровня вполне уместен.

Иногда и условия эффективности нормативного акта описывают с позиций скорее экономической, а не правовой науки. Так, Т. Т. Шиктыбаев сформулировал требования к законодательному акту, регулирующему отношения в сфере предпринимательства. Такой акт должен:

- "способствовать снижению трансакционных издержек, устранять искусственные барьеры на пути добровольного обмена...;

- определять и надежно защищать права собственности, препятствовать перерождению добровольных сделок в вынужденные...;

- избирать и устанавливать наиболее эффективное из всех доступных распределение прав собственности, подобное тому, к которому экономические агенты приходили бы сами, не препятствуй им в этом высокие издержки трансакции" .

Юристы эффективность правовых норм чаще понимают как "внутреннее свойство самих правовых норм, их "способность" оказывать благоприятное воздействие на объект в заданном направлении" . С прикладной точки зрения эффективность - отношение между фактическим результатом действия норм и той целью, для достижения которой эти нормы были приняты.

Эффективность норм прямо связана с особенностями конкретной области правового регулирования. В предпринимательском праве наиболее характерная особенность - место в правовой системе. До настоящего времени ведутся споры о самостоятельности предпринимательского права как отрасли права. Высказываются самые различные мнения - от нахождения предпринимательского права в предмете права гражданского до полной самостоятельности предпринимательского права. Представители казанской правовой школы традиционно рассматривают предпринимательское право как комплексную отрасль права. В предпринимательском праве взаимосвязаны нормы гражданско-правовые, административные, финансовые и т. д. Поэтому главное, первичное общее условие эффективности норм предпринимательского права - синхронизация регулирования с учетом межотраслевой природы данной комплексной отрасли, обеспечение непротиворечивости и взаимодополняемости норм.

Эффективность правовых норм зависит от выполнения целого ряда требований, которые можно назвать условиями эффективности норм права. Эти условия связаны как с качеством самих норм, так и с социальным механизмом их действия. Постараемся коротко охарактеризовать условия эффективности норм предпринимательского права. Для удобства выделим семь основных условий (или групп условий).

Первое условие - правильный выбор цели регулирования. Законодатель должен четко представлять себе, чего он хочет добиться путем издания нормы, цель должна быть реально достижимой и соответствовать уровню развития общества. В российском законодательстве часто цели вообще не определяются либо провозглашаются очень далекие и абстрактные. В сфере предпринимательской деятельности в последнее время цели законодательных актов, как правило, формулируются. Интересно, что законодатель сравнительно недавно понял важность определения цели закона - более "старые" акты часто о целях ничего не говорят. Этим отличаются, например, законы о банкротстве, техническом регулировании. Ранее действовавший закон о лицензировании отдельных видов деятельности 2001 г. указание на цели не содержал, а в ст. 2 действующего закона 2011 г. цели уже обозначены.

Конечно, цели часто могут быть сформулированы самым общим образом. Такие декларативные цели достаточно труднодостижимы в обозримом будущем. Поэтому при издании нормативных актов целесообразно формулировать не только общие стратегические цели, но и конкретные задачи - для облегчения процесса оценки эффективности правовых норм. Отсутствие внятных целей отрицательно сказывается на эффективности норм права.

Второе условие эффективности - достижимость цели именно посредством правового регулирования. Нужно помнить, что далеко не все отношения в принципе подлежат урегулированию нормами права. Ряд значимых областей остается за пределами правового регулирования. В экономической сфере это вопросы ведения переговоров, принятия управленческих решений, порядок проведения собраний предпринимателей и многое другое.

Прежде всего отметим, что в предпринимательском праве нужно найти обоснованный баланс между государственным регулированием и саморегулированием. Без введения в России саморегулирования невозможно снизить административное давление на бизнес, ввести гибкую и выгодную предпринимателям систему стандартов предпринимательской деятельности. Деятельность саморегулируемых организаций является более эффективной формой контроля за участниками рынка, чем контроль государственный. В государствах с развитой экономикой саморегулируемые организации предпринимателей рассматриваются не только как гражданские институты, представляющие интересы предпринимателей, но и как важнейший элемент общей системы регулирования предпринимательской деятельности, дополняющий или даже замещающий государственное регулирование. Однако остается открытым вопрос о том, в каких случаях уместен переход к саморегулированию, а где необходимо более жесткое публичное воздействие.

Третья группа условий эффективности - макросоциальные условия. Ясно, что норма должна иметь социальную ценность, должна соответствовать социальным и экономическим реалиям и потребностям, состоянию политической и правовой системы. И только тогда норма может быть эффективна. Можно вспомнить, что в свое время в Российской Империи вводился "сухой закон", достаточно серьезные ограничения на продажу алкоголя действуют в скандинавских странах. Можно ли сейчас (руководствуясь благими социальными целями, конечно) ввести запреты на розничную продажу алкоголя, например, негосударственными организациями? Думаю, подобные шаги в России все же были бы неоднозначно восприняты значительной частью населения. Разработчики Концепции развития гражданского законодательства в свое время предложили существенно увеличить минимальный уставный капитал хозяйственных обществ - для ООО в сумме не менее миллиона рублей, а для АО - в сумме не менее 2 миллионов. Это предложение было сделано в целях повышения финансовой устойчивости российских юридических лиц, защищенности их кредиторов, для пресечения создания "фирм-однодневок". Но насколько предлагающаяся норма соответствовала бы социальным и экономическим реалиям общества? Столь существенное повышение минимального размера уставного капитала привело бы к тому, что создавать юридические лица в России смогли бы только обеспеченные физические лица. Возможность для обычных граждан создавать юридические лица, на наш взгляд, слишком важное достижение отечественной правовой системы, чтобы от него отказываться.

Четвертая группа условий - юридико-техническое качество нормы, ее адекватное строение, органичная связь между гипотезой, диспозицией и санкцией нормы. Впрочем, за качеством практически любой правовой нормы необходимо следить, исследовать и элементы нормы, и оценивать взаимодействие данной нормы с иными. Природа предпринимательского права приводит к тому, что различные элементы нормы могут быть представлены в их взаимосвязи при взаимодействии различных отраслей права.

Особо важен в настоящий момент вопрос об обоснованности санкций за нарушения в экономической сфере. Для российского законодателя характерна тенденция к отказу от уголовного преследования некоторых экономических деяний и повышению административной ответственности за экономические нарушения. Однако очень большой размер административных штрафов не всегда уместен и эффективен. Часто непродуманное ужесточение штрафных санкций ведет к тому, что нарушитель старается вообще выйти из правового поля, скрыть нарушение. Наверное, имеет смысл более внимательно продумывать вопрос об административных санкциях. Целесообразно расширять практику применения т. н. "оборотных" штрафов, которые активно начали применять, например, в антимонопольной сфере. Кроме того, санкции не должны сводиться к штрафу, нужно использовать и иные виды взысканий, например, административное приостановление предпринимательской деятельности субъекта. При этом надо помнить о целях введения наказания. Санкция по общему правилу не должна приводить к прекращению предпринимательской деятельности. Исключение могут составить только случаи исключительной общественной опасности нарушений.

Пятое условие эффективности - доступность, понятность правила поведения для правоприменителя и для всех субъектов права. Здесь нужно отметить несколько факторов. Норма должна быть написана понятным языком, содержать корректные термины; недопустимо "перерегулирование", в т. ч. и в процедурной сфере.

К сожалению, многие определения, которыми изобилуют наши законы о предпринимательской деятельности, оставляют желать лучшего. Почему-то совместная работа филологов, экономистов и юристов по формулированию четких однозначных определений не всегда приводит к положительному результату. В качестве примера можно указать категории, содержащиеся в законе о защите конкуренции (в ст. 4 закона) - определение "монополистической деятельности" дано через простое перечисление ее форм, понятие "признаки ограничения конкуренции" слишком перегружено.

Кроме того, закон не должен часто изменяться. В России практически не обращают внимания на это требование. Так, закон о банкротстве менялся более 40 раз. Такое частое изменение норм мешает сформировать правоприменительную практику, запутывает и предпринимателей, и судей.

Для повышения эффективности регулирования очень важно обеспечить нормальную организацию норм предпринимательского права. Не первый год идут разговоры о принятии Предпринимательского кодекса. Есть достаточно большое количество доводов за и против этого кодифицированного акта, но именно с позиции учения об эффективности норм права данный акт вполне целесообразен. Принятие кодекса позволит улучшить качество правового регулирования. Нормы, связанные единой концепцией, едиными принципами, наконец, даже единой терминологией, всегда более эффективны.

Шестое условие - правильный выбор методов достижения поставленной цели (приемов, способов, средств воздействия на регулируемые общественные отношения), соответствие методов самим отношениям, типу правового регулирования и т. п.). Любая норма должна быть экономически обоснована и юридико-технически обеспечена. Так, вполне оправданным выглядит отказ от лицензирования отдельных видов деятельности в связи с появлением новых методов правового воздействия на соискателя и лицензиата. После существования в течение ряда лет норм о возможности аннулирования лицензии самим лицензирующим органом, вполне уместным, современным и антикоррупционным выглядит современное положение закона о лицензировании об аннулировании лицензии в судебном порядке.

Седьмое условие эффективности - информирование о норме права ее адресатов. Конечно, в России осуществляется официальная публикация нормативных актов, в том числе и в сети "Интернет", есть и механизмы доведения важной информации до предпринимателей - субъектов малого и среднего предпринимательства и т. п. Наверное, в настоящее время упор нужно делать на информирование предпринимателей о механизмах защиты их прав, о возможности урегулирования споров путем медиации. Вполне уместным представляется создание региональных сайтов поддержки предпринимателей. Администрирование таких сайтов могут взять на себя органы власти субъекта РФ. На таких сайтах должна размещаться информация органов ФАС РФ, налоговой службы. Организуемая в последнее время во многих ВУЗах юридическая студенческая клиника также может быть полезной в работе таких сайтов - возможно и консультирование, и размещение студентами своих аналитических материалов.

Чем более полным будет выполнение обозначенных условий - тем более эффективными будут нормы предпринимательского права.