Контроль закупок

закупки

Повышение эффективности и прозрачности закупочных процедур является одной из приоритетных задач в деятельности региональных и муниципальных органов власти. Многолетнее сотрудничество компании "Бюджетные и Финансовые Технологии" с регионами и муниципальными образованиями России позволило проделать огромную работу в области внедрения на практике ключевых принципов контрактной системы.

Действующий с 1 января 2014 года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок. С введением новых требований меняются и полномочия финансовых органов, которым сегодня отводится важная роль в обеспечении эффективности и прозрачности закупок.

Одна из ключевых особенностей нового закона состоит в определении сферы его регулирования. В отличие от Федерального закона N 94-ФЗ, действовавшего на протяжении более семи лет, контрактная система представляет собой достаточно сложный и полный цикл закупок - от планирования до исполнения закупок и контроля над их исполнением. Необходимо отметить, что многие положения Закона N 44-ФЗ смогут применяться только после утверждения соответствующих подзаконных актов, большинство из которых должно будет разработать Правительство РФ. Например, должны быть приняты акты, определяющие порядок функционирования единой информационной системы, порядок формирования планов закупок, порядок обоснования закупок.

Финансовые органы как новые игроки в сфере закупок

Изменения, внесенные Законом N 44-ФЗ, затрагивают и деятельность финансовых органов - у них появляются новые полномочия в части планирования и контроля за осуществлением закупок. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее. Так, например, планирование закупок (формирование плана закупок) становится необходимой составляющей бюджетного процесса, поскольку в новых условиях ключевое значение отводится постановке цели осуществления закупки. В случае если в регионе или муниципалитете формируется программный бюджет, то цель закупки привязывается к основным мероприятиям программы. Если же речь идет о непрограммных расходах - то к функциям органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Особое внимание контрактная система отводит контролю в сфере размещения заказа, причем новый закон расширяет перечень контролирующих органов и разграничивает их полномочия. Контроль осуществляют органы власти, уполномоченные на осуществление контроля в данной сфере, органы контроля в сфере закупок (структурные подразделения финансовых органов либо отдельные самостоятельные органы, которые наделяются функциями контроля в сфере закупок) и финансовые органы. На федеральном уровне это ФАС, Росфиннадзор и Федеральное казначейство. Контрактная система также вводит новые формы осуществления контроля над процедурами закупок - ведомственный и общественный контроль.

Следует отметить, что финансовые органы становятся новыми игроками в сфере закупок, поскольку впервые закон возложил на них полномочия по контролю. Так, например, финансовым органам, действующим на уровне регионов и муниципальных образований, необходимо будет контролировать, насколько представленные объемы финансирования соответствуют данным, отраженным в документах о закупках, начиная с этапа планирования и заканчивая данными, включенными в реестр контрактов. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи информационных систем финансовых органов и систем организации процесса государственных и муниципальных закупок. Единое информационное пространство способствует унификации стандартов и методологии осуществления контроля, повышая в конечном счете эффективность деятельности и формируя прозрачные процедуры размещения заказа.

Единое информационное пространство закупок

Высокие требования, предъявляемые контрактной системой, а также требования постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1091 к региональным и муниципальным информационным системам компания "Бюджетные и Финансовые Технологии" (БФТ) успешно реализует в своих решениях. Благодаря новой автоматизированной системе управления государственными и муниципальными закупками "АЦК-Региональный (Муниципальный) сегмент Контрактной системы" переход регионов и муниципальных образований на контрактную систему осуществляется максимально быстро и безболезненно. Уже сегодня во многих регионах и муниципалитетах мы построили региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые охватывают все стадии закупочного цикла в соответствии с требованиями контрактной системы. Субъекты и муниципальные образования РФ, с которыми тесно сотрудничает компания БФТ, вошли в Национальный рейтинг прозрачности закупок 2013. В этом году высокую оценку "Гарантированная прозрачность" получили город Пермь и Тюменская область.

При этом необходимо отметить, что и другие решения БФТ взаимосвязаны с системой "АЦК-Региональный (Муниципальный) сегмент Контрактной системы", поскольку каждый программный продукт линейки АЦК автоматизирует определенный участок работы в соответствии с требованиями контрактной системы. Так, поддержка процедур проведения контрольных мероприятий осуществляется в интеграции с автоматизированной системой государственного (муниципального) финансового контроля "АЦК-Бюджетный контроль". Формирование и уточнение бюджета с использованием сведений плана закупок могут проводиться в интеграции с системой планирования бюджета "АЦК-Планирование", а в интеграции с системой исполнения бюджета "АЦК-Финансы" реализуются контрольные полномочия финансового органа в отношении процесса закупок и проведения финансового исполнения контрактов.

Таким образом, единое информационное пространство закупок, создаваемое продуктовой линейкой компании БФТ, способствует достижению одного из основополагающих положений контрактной системы - принципа информационной открытости и прозрачности.

Категория: