В соответствии с Конституцией Российской Федерации "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности", а также "право частной собственности охраняется законом" (ст. 34 и 35). Предусмотрена государственная защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и на предпринимательскую деятельность), а также право каждого защищать свои права и свободы (в том числе и на предпринимательскую деятельность) всеми способами, не запрещенными законом. Среди таких не запрещенных законом способов прежде всего подразумевается и применяется предусмотренная Конституцией судебная защита. К сожалению, нередко обращения за судебной защитой прав предпринимателей не приводят к восстановлению нарушенных прав, судопроизводство влечет за собой значительные и нередко явно неоправданные временные и материальные затраты для участников конфликта. Не способствует обеспечению качества правосудия и превышающая все разумные пределы нагрузка на судей. Кроме того, оставляет желать много лучшего реальность исполнения судебных решений. Недопустимо низок процент взыскания по исполнительным документам.
В связи с этим особое значение приобретают досудебные и внесудебные способы разрешения правовых конфликтов. В том числе и в сфере предпринимательских отношений. Как уже отмечалось в юридической литературе, с одной стороны, государство и общество заинтересованы в снижении нагрузки на судебную систему, с другой - в формировании автономных правовых систем, в поощрении инициативы субъектов в выборе и применении мирных и законных способов разрешения споров без обращения к судебной власти в частности и к публичной власти в целом.
В других странах давно известен и успешно применяется несудебный порядок разрешения споров, который основан на поиске компромисса между сторонами спора, на возможности урегулирования спора без обращения к органам юстиции. Это различные альтернативные способы разрешения споров (АРС), применимые к большинству гражданских дел. В России альтернативные способы рассмотрения споров включают возможность разрешить спор в третейских судах, использовать процедуры посредничества (медиации) как в судебном порядке, так и во внесудебном, провести переговоры.
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Принятию этого закона предшествовало большое количество выступлений и публикаций в его поддержку. К сожалению, в силу целого ряда объективных и субъективных причин вышеупомянутый федеральный закон связанные с его принятием надежды и ожидания пока не оправдывает. В публикациях различных авторов содержатся вполне убедительные критические высказывания относительно тех или иных формулировок норм этого закона. Кстати, принятый в Республике Казахстан аналогичный закон "О медиации" представляется более четким и взвешенным. Пользуясь предоставленной возможностью, хотелось бы еще раз обратить внимание коллег на необходимость принятия нового федерального закона, объединяющего нормы, регулирующие применение всех без исключения альтернативных способов разрешения конфликтов. При этом должны учитываться не только "переговоры - посредничество - арбитраж", но и все остальные успешно применяемые в других странах альтернативы судебной защите прав.
Однако вместо разработки и принятия комплексного нормативного акта обо всех альтернативных способах разрешения конфликтов появился новый законопроект, регулирующий создание и деятельность третейских судов в России.
В последние годы все активнее разрабатываются и предлагаются иные механизмы досудебного разрешения возникающих конфликтов. Так, Советом Ассоциации российских банков утверждено Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене) (протокол от 20 сентября 2010 г. N 2 (в ред. от 14 декабря 2011 г.). В соответствии с этим Положением Финансовый омбудсмен является постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами. Следует отметить, что к компетенции Финансового омбудсмена отнесено разрешение гражданско-правовых споров (заявителем в которых является физическое лицо - клиент финансовой организации), возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к Финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора. На наш взгляд, действие этого внесудебного механизма можно было бы распространить и на предпринимателей.
ФНС России утвердила "Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации". Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров согласно концепции, в частности, являются: дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб; развитие примирительных процедур; максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке; совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах; мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров.
Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Грамотное использование вышеупомянутых Правил также поможет предпринимателям успешно бороться против незаконных действий органов власти и должностных лиц.
Хотелось бы также обратить внимание на Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Содержание этого закона позволяет надеяться, что созданный государственный орган действительно обеспечит гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, станет эффективным механизмом внесудебного (досудебного) разрешения возникающих споров.
Кстати, в последнее время появляется все больше информации о разработке и внесении в Госдуму законопроектов, предусматривающих законодательное закрепление появления омбудсменов для досудебной/внесудебной защиты различных категорий граждан и организаций от незаконных действий органов власти и должностных лиц. Что является подтверждением стремления государства и разгрузить суды, и создать очередную альтернативную судам систему обеспечения и защиты прав.
Обращение в государственный суд не всегда гарантирует успех, даже если на первый взгляд справедливость и закон на вашей стороне. Сохранить полезные бизнес-связи, найти взаимоприемлемый выход без победителей и побежденных, сэкономить время, силы помогает внесудебное решение уже возникшего правового спора.
Вместе с тем на первом месте должно быть использование предпринимателями комплекса мер по минимизации правовых рисков, по предотвращению конфликтов и недопущению правовых споров, включая должную осмотрительность и иные страхующие эффективные методы. Именно превентивные меры в первую очередь могут помочь при столкновении экономических интересов, не доводя спор ни до суда, ни до применения альтернативных способов разрешения конфликтов, ни до установленных государством досудебных процедур.
Знание предпринимателями превентивных мер и альтернативных способов разрешения конфликтов может стать серьезным подспорьем для успешного ведения бизнеса. Для обеспечения эффективности превентивных мер и внесудебных способов разрешения конфликтов предприниматели должны иметь возможность изучения специальных программ с условным названием "Основы должной осмотрительности", а для всех без исключения студентов юридических вузов в программах подготовки и специалистов, и бакалавров, и магистров должны быть предусмотрены дисциплины, включающие вопросы правовых рисков и их предотвращения, досудебного разрешения и альтернативных способов разрешения конфликтов.