Назначение административного наказания ниже низшего предела

минимальный административный штраф

Конституционный суд РФ рассмотрел дело о соответствии основному закону статей КоАП РФ, которые устанавливают минимальный штраф для организаций 100 000 руб. и более, а именно:

  • пользование недрами без лицензии (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, минимум 800 000 руб.);
  • нарушение требований промышленной безопасности или условий соответствующих лицензий (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, минимум 200 000 руб.);
  • нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, минимум 100 000 руб.);
  • нарушение правил раскрытия обязательной информации эмитентами, клиринговыми организациями, акционерными инвестиционными фондами и иными лицами (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, минимум 700 000 руб.);
  • нарушение правил направления сообщений о проведении общего собрания акционеров, а также правил представления обязательной информации (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, минимум 500 000 руб.);
  • нарушение правил проведения общего собрания участников хозяйственных обществ (ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ, минимум 500 000 руб.);
  • нарушение правил представления в Банк России обязательной информации (ст. 19.7.3 КоАП РФ, минимум 500 000 руб.).

Примечание. Суды теперь могут снижать административные штрафы по административным правонарушениям, по которым минимальный штраф составляет 100 000 рублей и более. Очевидно, что такой "минимум" будет ощутимым ударом по любой организации, и прежде всего для малых и средних фирм.

При этом суд фактически лишён возможности дифференцировать штрафы в зависимости от обстоятельств. В частности, не учитываются:

  • статус организации (например, малое предприятие);
  • имущественное положение;
  • степень вины нарушителя;
  • размер вреда;
  • факт добровольного устранения допущенных нарушений до назначения наказания.
  • В итоге даже минимальный штраф оказывается несоразмерным совершённому правонарушению.

Суды и ранее поднимали вопрос о правомерности такого положения вещей, но в любом случае не было возможности назначить наказание ниже низшего предела, поскольку в КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного наказания лишь в установленных пределах (см., в частности, п. 21 постановления ВС РФ от 24.03.05 N 5).

Постановлением от 25.02.14 N 4-П КС РФ признал, что оспариваемые положения КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ, не позволяя во взаимосвязи с общими правилами назначения административных наказаний снижать минимальный предел штрафа.

Очевидно, что такая ситуация не позволяет надлежащим образом учитывать:

  • характер совершённого правонарушения;
  • последствия совершённого правонарушения;
  • степень вины нарушителя;
  • имущественное и финансовое положение,
  • а также иные обстоятельства, которые имеют существенное значение для индивидуализации административной ответственности, и, соответственно, применить справедливое и соразмерное наказание.

Следует заметить, что ранее КС РФ неизменно отказывался рассматривать обращения относительно соразмерности административных наказаний (определения КС РФ от 09.04.03 N 116-О, от 05.11.03 N 349-О, от 16.07.09 N 919-О-О и т.д.), но с тех пор размер штрафов неоднократно увеличивался, увеличивался и порог штрафов.

В итоге даже минимальный штраф может негативно сказаться на имущественном положении хозяйствующего субъекта.

Конституционный суд РФ указал: суды вправе назначить штраф в размере ниже минимального по статьям КоАП РФ, которые предусматривают в отношении юридических лиц нижний предел штрафа на уровне 100 000 руб. и более.

Принимать решение о назначении штрафа в размере ниже минимального предела могут только суды и только в исключительных случаях. Если административное наказание было назначено административным органом, то суд вправе по заявлению организации снизить размер назначенного административного штрафа.

Позиция КС РФ позволит теперь судам снижать минимальные штрафы для фирм по подавляющему числу составов административных правонарушений.

Конституционный суд РФ указал также, что законодатель должен стремиться к установлению штрафов, соразмерных совершённому правонарушению, а правила наложения данных штрафов должны обеспечивать адекватность применяемого принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания.

В то же время КоАП РФ не предусматривает возможности назначения административного штрафа в размере ниже минимально установленных значений, что не соответствует Конституции.

КС РФ считает необходимым установить предельный размер штрафа для юридических лиц, ниже которого его назначение не допускается.

Примечание. Вынесенное Конституционным судом РФ постановление не является основанием для пересмотра принятых ранее судебных актов. Не подлежат пересмотру принятые на основании оспоренных положений КоАП РФ судебные акты, если они не вступили в силу ко дню провозглашения указанного постановления или вступили к указанному моменту в силу, но не были исполнены полностью или частично.