С 1 мая 2015 г. управлять многоквартирными домами без лицензии может быть запрещено: в Госдуму внесен законопроект о лицензировании управляющих организаций, предполагающий, что с 1 сентября 2014 г. все лица, управляющие МКД, должны пройти квалификационный экзамен и получить лицензию. О том, насколько сложно будет получить новый документ на право управления многоквартирным домом и как инициативы Министерства строительства и ЖКХ РФ отразятся на собственниках жилых помещений, рассказал корреспонденту Ольге Бухаровой заместитель главы Минстроя России Андрей Чибис.
- Андрей Владимирович, сразу хочется задать вопрос: какими должны быть квалификационные требования к руководителю обслуживающей организации?
- Концепция документа предусматривает обязательную сдачу руководителем управляющей организации специального экзамена, по итогам успешного прохождения которого выдается квалификационный аттестат, дающий право на получение лицензии.
Предполагается, что принимать экзамен будет комиссия, которую утвердит руководитель субъекта РФ. В нее войдут представители как органов исполнительной власти, так и общественных организаций и объединений управляющих компаний. Руководитель УК должен будет ответить на перечень вопросов, утвержденный Минстроем (в настоящее время мы активно работаем над его подготовкой), которые позволят экзаменуемому продемонстрировать свои знания в области, касающейся технических требований к управлению МКД и, разумеется, жилищного законодательства в целом.
Важным условием выдачи лицензии является также наличие квалифицированных кадров и необходимой для полноценного обслуживания МКД материально-технической базы.
- В каких случаях лицензия может быть аннулирована?
- Механизм предполагается следующий. В случае если управляющая организация допустила два нарушения по одному многоквартирному дому в течение одного года (и имеется соответствующее решение о привлечении ее руководителя к административной ответственности в судебном порядке), Госжилинспекция должна обеспечить расторжение договора управления с такой УК по данному дому. Если таких домов стало более 15% от всего жилищного фонда, которым управляет эта организация, ее лицензия будет аннулирована в судебном порядке, а руководитель такой УК попадет в список недобросовестных управленцев (который планируется вести на федеральном уровне) и будет дисквалифицирован сроком на три года.
- Жильцы многоэтажек как-то могут повлиять на этот процесс?
- Безусловно. Сегодня Минстроем уже подготовлены предложения по корректировке законопроекта, предлагающие предоставление собственникам жилья права вето, которое позволит защитить управляющие компании от лишения лицензии, даже при возникновении на то оснований. Такое право может вступать в силу, когда у руководителя управляющей компании имеется два административных взыскания по одному дому за год и такую организацию должны отстранить от управления этим конкретным домом, но собственники в целом довольны работой УК и готовы продолжать с ней сотрудничество. В этом случае на общем собрании собственников жилья они могут наложить вето на расторжение договора управления.
- Что Минстрой предполагает изменить в нормативной базе, чтобы управление жилищным хозяйством было максимально прозрачным?
- Например, предлагается дать возможность собственникам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по любому виду услуг. Кроме этого, сейчас идет активное обсуждение (и планируется, что эта инициатива будет учтена в поправках к законопроекту о лицензировании) введения специального счета, с которого будет идти "расщепление" средств по каждой ресурсоснабжающей организации. Это гарантирует поступление средств, перечисляемых гражданами в счет оплаты за коммунальные услуги, по назначению.
- Сколько управляющих компаний может уйти с рынка после проведения сплошного лицензирования?
- Точную цифру назвать невозможно. И, опять-таки, прошу обратить ваше внимание, что у нас нет цели убрать с рынка как можно больше управляющих компаний. Нам важно, чтобы из сферы управления жильем ушли недобросовестные участники рынка.
- Наверняка найдутся УК, которые попытаются "отлицензироваться" в обход официальных процедур. Какие меры принимаются для уменьшения коррупции?
- Набор мер, предусмотренных Минстроем России, на наш взгляд, поможет свести число коррупционных проявлений в связи с запуском лицензирования к минимуму. В первую очередь, речь идет о жестко прописанных основаниях выдачи и аннулирования лицензий управляющих организаций. Это минимизирует человеческий фактор при принятии решения. Кроме этого, аннулирование лицензии производится только по решению суда.
Второй момент - привлечение к контролю общественности за процессом лицензирования. Так, в состав комиссии, ответственной за выдачу квалификационных аттестатов руководителям управляющих организаций, войдут представители не только органов исполнительной власти, но и общественных организаций, в том числе саморегулируемых, объединяющих управляющие компании.
В случае нарушения процедуры выдачи лицензии, несправедливо принятого в отношении какой-либо организации решения и т.д. и с учетом открытости информации (сведения об управляющих организациях, домах, которыми они управляют, о наличии или лишении лицензии будут находиться в открытом доступе - в федеральном реестре на сайте Минстроя России) по каждому случаю нарушения или обращения будет проводиться проверка.
Также планируется, что руководителей Госжилинспекций (именно этот орган будет ответственным за выдачу лицензии) будет согласовывать именно наше ведомство. Это позволит нам выстроить эффективную федеральную систему и минимизировать влияние местных элит и кланов на процесс выдачи лицензии.
- Вы заявили, что неплательщикам за коммуналку, возможно, в скором времени будут отключать любые услуги. Как еще вы планируете добиваться платежной дисциплины со стороны собственников жилья?
- Сразу прошу обратить внимание: отключать любые услуги неплательщикам никто не собирается. Вода, тепло в период отопительного периода по закону должны быть в квартирах всегда. Однако мы готовим предложения по возможности отключения у должника отдельной услуги (электроснабжения), даже если он должен за другую услугу (например, за тепло).
Наряду с этим Минстроем уже подготовлены поправки в Жилищный кодекс, направленные на ужесточение ответственности потребителей, являющихся злостными неплательщиками. В документе, в первую очередь, речь идет об увеличении размера пени до одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка от суммы долга за каждый день просрочки. Получается около 17% годовых, что соответствует ставке по потребительскому кредиту. Не платишь за коммуналку - готовься выплачивать долг с процентами.
Этим же законопроектом также предполагается ввести запрет на регистрацию сделок с недвижимостью при наличии у гражданина неисполненного в установленный срок требования по внесению платы ЖКУ.
- В этом году должны быть запущены региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов. Как движется работа в этом направлении?
- Запуск систем капремонта - одна из ключевых задач Минстроя России. В этой части уже была проделана огромная работа. Так, на сегодняшний день в 80 субъектах РФ были приняты законы об организации проведения капремонта. Теперь необходимо сделать так, чтобы уже в этом году в каждом регионе началась массовая модернизация жилищного фонда. Нельзя отрицать, что сегодня при запуске региональных систем существуют определенные проблемы и сложности. Где-то это связано с недостаточной информированностью граждан, где-то - с изъянами региональных программ. "Донастроить" процесс - наша прямая обязанность. Запуск региональных систем обеспечит безопасность населения, даст толчок для модернизации жилищного фонда, позволит минимизировать в будущем количество аварийного жилья, создаст новые рабочие места, а также даст новый мощный стимул для прихода в отрасль малого и среднего бизнеса. При этом Минстрой жестко контролирует процесс запуска региональных систем. Злоупотреблений со стороны отдельных чиновников мы не допустим.
- Минстрой в апреле должен утвердить параметры "дорожной карты" и методические рекомендации по ее разработке...
- В основе документа все принятые Президентом РФ решения, все то новое законодательство и новые механизмы, которые были подготовлены за последнее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ключевым направлением "дорожной карты" является реализация механизмов, необходимых для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. Именно поэтому в ней будет четко прописано то, от чего мы стартуем, к чему стремимся и за какие сроки эти результаты должны быть достигнуты.
"Дорожная карта" предусматривает:
- инвентаризацию коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, подготовку схем водоснабжения и теплоснабжения, утверждение графиков проведения конкурсных процедур на привлечение концессионеров к управлению неэффективными унитарными предприятиями;
- переход на долгосрочное тарифное регулирование с одновременным утверждением инвестпрограмм, содержащих четкие целевые показатели качества, надежности и энергетической эффективности коммунальной инфраструктуры;
- обеспечение проведения своевременного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
- усиление Государственных жилищных инспекций;
- утверждение четких медиапланов информирования населения о проводимых преобразованиях в сфере ЖКХ, а также анализ и оценку сегодняшних показателей качества и надежности оказания жилищно-коммунальных услуг и конечные целевые показатели по каждому муниципалитету.
ЖКХ должно стать территорией бизнеса
Более 300 представителей управляющих организаций Подмосковья приняли участие в экспертном обсуждении предстоящего лицензирования их деятельности, организованное областной Госжилинспекцией. Подмосковным управдомам удалось напрямую поговорить с разработчиками и идеологами закона из Государственной Думы и Минстроя России.
По словам Андрея Чибиса, введение лицензирования необходимо для того, чтобы сфера управления жилищным фондом стала бизнесом, в котором можно честно и легально зарабатывать. "У ЖКХ есть большое конкурентное преимущество - прямой доступ к конечному потребителю. Но значительное количество, прямо скажем, жуликов, сейчас дискредитирует отрасль", - отметил замминистра.
Андрей Чибис предложил управдомам совместными усилиями менять имидж отрасли. "Начнем каждый с себя. Вспомните: как часто вы общаетесь с собственниками? Всегда ли они могут вам дозвониться? А если получилось, всегда ли на эти звонки адекватная реакция? Элементарный сервис - ответить на звонок и прислать сантехника - часто работает с серьезными сбоями", - констатировал чиновник.
По словам руководителя Государственной жилищной инспекции Московской области Александра Когана, около 80% жителей Московской области не верят добропорядочности управляющих компаний, недовольны их работой. Одновременно Александр Коган отметил, что законопроект о лицензировании не учитывает мнение собственников. "Документ предусматривает следующую конструкцию: наличие двух нарушений при управлении домом в год - лишение права управления этим домом, лишение права управления 15% обслуживаемых домов за год - лишение лицензии, - пояснил жилинспектор. - В результате мнение собственников 85% домов не учитывается. Получается, что выбирают управляющую организацию собственники, а оценивают ее деятельность и принимают решение о ее прекращении органы государственного жилищного надзора. Если есть нарушения, основания для отзыва лицензии, нужно спросить мнение граждан. Это их собственность, и кто ею будет управлять, им небезразлично".
Его поддержала руководитель отдела маркетинга компании "ПИК-Комфорт" Марина Чайковская, которая также считает, что в законопроекте необходимо предусмотреть участие объединений граждан, советов домов в процедуре лицензионного контроля. "Жители - это основные заказчики услуг управляющих компаний. Все работы и услуги, предоставляемые нами, - для них и за их счет. Исключать их из процедуры лицензирования нельзя. Потребитель услуг видит ситуацию изнутри, его оценка работы управляющей компании должна быть одним из основных критериев", - уверена Марина Чайковская.
По мнению исполнительного директора Дмитровского "УК ЖКХ" Василия Лазарева, в законопроекте следует прописать механизм аудита деятельности управляющих компаний. Он может быть добровольным либо плановым, например раз в три года, и позволит регулировать деятельность обслуживающих организаций не только штрафными санкциями и лишением лицензий.