Затронутая в настоящей статье проблема неоднократно становилась темой для обсуждения на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" . Авторами статей поднимались наиболее актуальные вопросы реализации военнослужащими и членами их семей, имеющими право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договору социального найма или в собственность, права на получение таких жилых помещений по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Наиболее острой и дискуссионной является вопрос о допустимости и возможности обеспечения жилыми помещениями по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства военнослужащих, увольняемых (уволенных) с военной службы по "не льготному" основанию, имеющих (имевших) на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Именно раскрытию указанной проблемы посвящена настоящая статья.
По мнению автора настоящей статьи, с внесением Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ в части порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и установления возможности получения жилищной субсидии как формы жилищного обеспечения военнослужащих появился реальный шанс реализации права на жилье по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства военнослужащими, увольняемыми (уволенными) с военной службы по "не льготному" основанию, имеющими (имевшими) на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Так, ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Однако в отношении военнослужащих в период прохождения военной службы приведенные выше гарантии действуют с определенными ограничениями.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Такие ограничения обусловлены особым характером и спецификой военной службы.
Так, п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлено, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
На особый характер военной службы неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях от 10 апреля 2001 г. N 5-П, от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 21 марта 2013 г. N 6-П.
В силу особого характера военной службы в отношении военнослужащих не только установлены определенные ограничения, но и предусмотрены дополнительные права, гарантии и свободы.
Одним из таких прав является право некоторых категорий военнослужащих на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Однако указанное право военнослужащих на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы не влечет безусловного права на получение ими по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма. Такое право предоставлено лишь некоторым категориям военнослужащих.
Абзацем 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.
Из анализа приведенной нормы следует, что лица, относящиеся к категории "военнослужащие-граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающие с ними члены их семей", имеют право на получение жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по "льготным" основаниям и общей продолжительности военной службы 10 лет и более имеют право выбора указанных форм жилищного обеспечения для приобретения (получения) жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, право указанной категории военнослужащих-граждан (заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования) и членов их семей на получение жилищной субсидии, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства поставлено в прямую зависимость от основания увольнения с военной службы (по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями) и общей продолжительности военной службы (10 лет и более).
Лишь при одновременном наличии указанных условий военнослужащие-граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), имеют право на жилищное обеспечение в указанных выше формах по их выбору по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Несколько иной порядок обеспечения жильем по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства предусмотрен для другой категории военнослужащих, а именно для военнослужащих-граждан, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями.
Категории военнослужащих-граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, определены абз. 4-8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Так, на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
- военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
- офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
Указанной категории военнослужащих-граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.
Таким образом, право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в собственность бесплатно или по договору социального найма имеют:
1) военнослужащие-граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) военнослужащие-граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
При этом, п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом для военнослужащих.
Системный анализ приведенных выше правовых норм позволяет прийти к выводу, что военнослужащие-граждане, увольняющиеся с военной службы (уволенные с военной службы), имеющие на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях, независимо от основания увольнения с военной службы имеют право на получение жилищной субсидии либо жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по последнему перед увольнением месту военной службы и не имеют права на получение в указанном порядке жилых помещений по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", видится, что действующие ограничения в праве на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в отношении военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы по "не льготному" основанию, нуждающихся в жилых помещениях, видится нелогичным, социально неоправданным и экономически невыгодным.
Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в действующей редакции обе категории военнослужащих-граждан, рассмотренных в настоящей статье (военнослужащие-граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и военнослужащие-граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более), признанные нуждающимися в получении жилых помещений как по месту военной службы, так и в предусмотренных законодательством случаях и по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, имеют право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии).
Из Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, следует, что размер жилищной субсидии не зависит от избранного военнослужащим места приобретения жилого помещения или его строительства.
При этом, размер жилищной субсидии, рассчитываемый в соответствии с онлайн-калькулятором, размещенным на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации, вполне соизмерим с реальной стоимостью жилых помещений во многих населенных пунктах Российской Федерации, а в большинстве случаев больше средней рыночной стоимости жилого помещения, соответствующего по общей площади нормам предоставления жилья военнослужащим, установленным ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По мнению автора, из сказанного выше логично следует вывод, что военнослужащие-граждане, имеющие право на получение жилищной субсидии, в предусмотренных законодательством случаях не ограничены в праве выбора места приобретения жилого помещения или его строительства.
Таким образом, ограничение в праве на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в отношении военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы по "не льготному" основанию в соответствии с действующим законодательством теряет всякий смысл, так как при отсутствии права на получение по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства жилого помещения в собственность или по договору социального найма указанная категория военнослужащих-граждан имеет право на получение жилищной субсидии, реализация которой не поставлена в зависимость от места приобретения или строительства жилья.
Каким-либо образом ограничить право военнослужащего, получившего жилищную субсидию, на приобретение или строительство жилого помещения только по последнему месту военной службы даже теоретически не представляется возможным.
Так, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, относятся к объектам гражданских прав. С момента перечисления жилищной субсидии на соответствующий счет военнослужащего собственником этих денежных средств становится военнослужащий, который в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в данном случае денежными средствами.
При указанных обстоятельствах видится целесообразным внести изменения в Федеральной закон "О статусе военнослужащих", исключив в нем ограничение в праве на получение жилого помещения в собственность или по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в отношении военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более при увольнении (уволенных) с военной службы по "не льготному" основанию. Для этого достаточным было бы дополнить п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следующим предложением: "При желании указанной категории военнослужащих-граждан получить жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма в населенном пункте, отличном от последнего перед увольнением места военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, определенном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".
Предлагаемые изменения особенно актуальны для военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, при увольнении (уволенных) с военной службы по "не льготному" основанию, последним перед увольнением местом военной службы которых являлись воинские части, дислоцированные на территориях закрытых военных городков (ЗВГ) или в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), так как право на получение жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма в закрытых военных городках невозможно, а в ЗАТО достаточно ограничено.
Возможными вариантами реализации права на получение жилья вне пределов ЗВГ такой категорией военнослужащих-граждан и членов их семей за счет средств федерального бюджета являются:
- получение государственного жилищного сертификата в рамках участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. в качестве подлежащих отселению из ЗВГ;
- получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья при условии признания нуждающимися в получении жилья по последнему перед увольнением с военной службы месту жительства.
При условии же обеспеченности рассматриваемой категории граждан в ЗВГ или в ЗАТО жилыми помещениями по установленным действующим законодательством нормам они вовсе лишены возможности получения за пределами этих населенных пунктов жилищных субсидий либо жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма.
В целях реализации жилищных прав граждан, уволенных с военной службы, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, принятых на учет граждан, подлежащих отселению из ЗВГ (ЗАТО), депутатами Государственной Думы С. М. Катасоновым, Б. С. Кашиным на рассмотрение Государственной Думы 22 ноября 2013 г. внесен законопроект N 391840-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Законопроектом предлагается предоставлять гражданам указанной категории единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере, исчисляемом в соответствии с абз. 6 п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 указанного Закона? и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации).