Владельцы люксовых иномарок свыше 3 млн. руб., которые начиная с 2015 года должны платить повышенный транспортный налог, сами смогут его рассчитать или в случае несогласия с налоговиками перепроверять за ними подсчеты. Минпромторг России зарегистрировал приказ от 28.02.2014 N 316 "Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации".
Как рассказал директор Департамента транспортного и специального машиностроения ведомства Александр Морозов, схема расчета налога проста. Минпромторг отобрал и опубликовал на своем сайте перечень (реестр) марок роскошных автомобилей. В нем 191 модель легковых автомобилей, включая Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Bugatti, Cadillac, Ferrari, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota и Volkswagen.
Перечень ежегодно, не позднее 1 марта, будет обновляться. При этом дважды в год министерство будет запрашивать у производителей или дилеров цены на базовые модели и с учетом курсовой разницы на 1 января каждого года выпуска авто и комплектации моделей "выводить" их среднюю цену.
В приказе подробно прописываются две формулы расчета средней стоимости авто.
Первая - для случаев, когда производители официально представлены на российском рынке и могут проинформировать о рекомендованных розничных ценах на те или иные марки.
Вторая - когда таких данных нет и необходимо использовать российские и иностранные каталоги. При расчете налога будут учтены понижающие и повышающие коэффициенты. Повышающие - по стоимости. Понижающие - по возрасту.
Повышенный транспортный налог рассчитывается умножением ставки транспортного налога (который на сегодняшний день считается по лошадиным силам) на "коэффициент роскоши", установленный Правительством.
Так, автомобиль стоимостью от 3 до 5 млн. руб., выпущенный менее года назад, будет облагаться налогом по действующим ставкам для данного региона (в котором зарегистрирован автомобиль), помноженным на повышающий коэффициент 1,5. Для автомобилей, с года выпуска которых прошло от одного до двух лет, этот коэффициент равен 1,3, для машин, возраст которых от двух до трех лет, - 1,1.
Для автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более пяти лет, будет применяться повышающий коэффициент 2. Налог на автомобиль стоимостью от 10 до 15 млн. руб., с момента выпуска которого прошло не более десяти лет, будет рассчитываться с учетом повышенного коэффициента, равного 3.
Таким образом, чем новее автомобиль, тем больше за него придется платить. Юридические лица должны использовать эти коэффициенты при уплате авансовых платежей по налогу с I квартала 2014 года. А вот для граждан повышенный транспортный налог будет рассчитываться за 2014 год по сроку его уплаты в 2015 году.
Мы предложили нашим экспертам воспользоваться формулами на практике. Это оказалось несложно. На расчет всех формул у них ушло примерно 3 минуты - с учетом поиска информации об автомобилях и ставках транспортного налога в разных регионах страны.
Примечание. Пример расчета
Допустим, человек, проживающий в Москве, купил поддержанный Hyundai Equus 5.0 V8 GDI за 1,2 млн. руб. Модель 2013 года выпуска. В технических характеристиках указано, что мощность двигателя модели этого года составляет 430 л.с.
Вначале рассчитаем размер транспортного налога до применения повышающего коэффициента роскоши. Для Москвы в 2014 году ставка транспортного налога для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 250 л.с. составляет 150 руб.
Итак, обычный транспортный налог для такой машины равен: 150 х 430 х (12 / 12) = 64 500 руб.
(12 / 12) - это означает, что человек владеет машиной 12 месяцев из 12-ти возможных.
Именно 64 500 руб. составлял прежде транспортный налог для Hyundai Equus 5.0 V8 GDI 2013 года выпуска до введения налога на роскошь. Теперь же он повысится.
Рассчитаем его по первой формуле. Допустим, из присланных данных в Минпромторг производителем данной марки следует, что рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии, 2013 года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля, составляет 3,4 млн. руб.
А рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии, 2013 года выпуска, полученная по состоянию на 1 декабря, составляет 3,38 млн. руб.
Таким образом, средняя стоимость равна: (3,4 + 3,38) / 2 = 3,39 млн. руб.
Исходя из этого, к транспортному налогу должен быть применен повышающий коэффициент роскоши, равный 1,3. То есть налог на роскошь равен: 1,3 х 64 500 = 83 850 руб.
Таким образом, видно, что факт приобретения машины за 1,2 млн. руб., а не за 3,4 млн. руб. не имеет значения, и транспортный налог ее владелец должен будет заплатить в размере 83 850 руб., а не 64 500 руб., как до 1 января 2014 г.
Рассчитаем налог с применением второй формулы, т.е. производитель не представлен в нашей стране, либо им не поданы данные о рекомендованной розничной цене. Допустим, что максимальная цена продажи автомобиля на территории Российской Федерации данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, по данным российских каталогов, составляет 3,75 млн. руб., а минимальная - 3,32 млн. руб.
Средняя стоимость по второй формуле равна: ((3,75 + 3,32) / 2) х 1) + 0 = 3,535 руб.
В этом случае ничего не меняется, и к транспортному налогу должен быть применен повышающий коэффициент роскоши, равный 1,3. То есть налог на роскошь будет равен 83 850 руб.
Примечание. Прозрачный налог
Мы попросили прокомментировать новую формулу расчета Сергея Литвиненко, эксперта проекта "Общественная Дума".
- Много ли найдется желающих автовладельцев воспользоваться данными формулами? Сделают ли эти расчеты прозрачнее конечный налог?
- Использование расчетов по формулам для большинства ничего не изменит. Налоговые органы применят их ко всем роскошным машинам из списка Минпромторга независимо от желания их собственников. Единственные, для кого такой расчет будет выгодным, - это собственники автомобилей, стоимость которых находится на границе 5 млн. руб. и на границе 10 млн. руб. И то только в том случае, если после применения формул средняя стоимость будет ниже 5 млн. руб. и 10 млн. руб. соответственно, потому что в этом случае к налогу будет применен более низкий повышающий коэффициент роскоши.
- Справятся ли налоговые органы с этой работой, и по каким базам данных будут рассчитывать налог на "автороскошь"?
- В первый год не исключены сбои в работе налоговых органов, но они не будут масштабными. Для расчета налога на "автороскошь" будет использована та же база, что и прежде, а именно сформированная из сведений ГИБДД. Также будет использоваться база Минпромторга с информацией о рекомендованных розничных ценах необходимых конкретных автомобилей, полученной от производителей и (или) уполномоченных лиц производителей, и база сведений, получаемых из российских и иностранных автомобильных каталогов.
- К кому можно апеллировать в случае несогласия с налогом?
- Первым делом - в налоговый орган, начисливший этот налог. После вынесения решения налоговым органом по поступившей жалобе в случае несогласия с этим решением можно обратиться в суд.
- Возникнут ли споры по подержанным "роскошным" авто?
- Возникнут, и много, поскольку для расчета налога не будет иметь значение, за сколько приобретен автомобиль и новый ли он или поддержанный, если он числится в списке Минпромторга. Для расчета будет браться средняя розничная цена, а не цена приобретения, которая может быть в несколько раз меньше, чем 3 млн. руб., потому что покупался поддержанный, а не новый автомобиль. Но, тем не менее, Минпромторгза просит у производителей и дилеров информацию об их официальных ценах на автомобиль конкретной марки, даты выпуска и комплектации.
Затем выяснит среднюю стоимость по одной из формул и после этого определит, какой повышающий коэффициент применять в каждом конкретном случае. В результате человек может купить машину за 1,5 млн. руб., а не за 3 млн. руб., но все равно будет платить налог на роскошь. Правда, если официальная розничная цена автомобиля у дилера находится в пределах 3-5 млн. руб., но с года его выпуска прошло уже больше трех лет, то налог на роскошь к нему применяться уже не будет.
- Много ли будет случаев, когда придется применять вторую формулу? То есть производитель не представлен в нашей стране, либо им не поданы данные о рекомендованной розничной цене.
- Таких случаев будет около 10-20% (может, даже меньше) от общего количества роскошных авто. На практике это не вызовет проблем, поскольку получить информацию из российских или иностранных автомобильных каталогов еще проще и быстрее, чем запрашивать и получать ее от производителей или их представителей. Однако вторая формула длиннее, сложнее в подсчетах и требует больше данных, в частности, два валютных курса и сумму утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль. Это значит, что при расчете этой формулы могут возникнуть ошибки.