Сравнение взятничества и мошеничества

взятничество vs мошеничество

Кто более злостный преступник для государства: взяточник или мошенник? Этой проблемой всерьез озаботились законодатели. Мошенник - это, конечно, правонарушитель и подлежит наказанию за свои аферы, но гораздо большее зло для общества представляет должностное лицо, которое вымогает взятки у людей, используя шантаж, угрозы и прочие порочные средства. Но из-за пробелов в законодательстве граждане, задержанные за вымогательство, несут наказание по ст. 159 УК РФ "Мошенничество". Недавно депутаты Госдумы обсудили идею внесения в Уголовный кодекс новой статьи - "Получение незаконного вознаграждения". Ее актуальность была подтверждена на заседании "круглого стола", состоявшегося в Госдуме, ведущими законодателями, экспертами и представителями правоохранительных органов в рамках партийного проекта "Комфортная правовая среда".

Суть идеи состоит в том, чтобы наряду со ст. 290 УК РФ "Получение взятки" появилась новая ст. 290.1 "Получение незаконного вознаграждения", т.е. получение лично или через посредника вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за обещание совершить что-либо в пользу взяткодателя. За такое преступление предлагается наказывать штрафом в размере от двадцатикратного до тридцатикратного размера незаконного вознаграждения, принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до двух лет.

Один из инициаторов новых поправок в Уголовный кодекс, член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин, открывая заседание "круглого стола", отметил, что в последнее время получила распространение практика переквалификации должностных коррупционных преступлений из статей Уголовного кодекса "Получение взятки" и "Посредничество во взяточничестве" в статью "Мошенничество". Наказание за мошенничество гораздо мягче, чем за получение или дачу взятки. Если за получение взятки должностным лицом предусмотрено уголовное наказание до 15 лет и соответствующие многократные штрафы, зависящие от суммы взятки, то наказание за "мошенничество" ограничивается до 10 лет лишения свободы и размером штрафа не более 2 млн. руб.

Как показывает практика, многим гражданам, задержанным с поличным при получении взяток в особо крупных размерах, удается с помощью всякого рода уловок скостить наказание до двух и менее лет, и при этом ни о каких штрафах вопрос не поднимается. Зачастую по фактам, связанным с получением должностным лицом незаслуженного вознаграждения, дается неверная юридическая оценка. По мнению Р. Марданшина, это может быть связано с тем, что привлечение по ст. 291.1 "Посредничество во взяточничестве" сложнее в доказывании. Также сложность возникает из-за отказа должностных лиц участвовать в оперативном эксперименте и нежелания давать обличающие показания в отношении вышестоящих должностных лиц. Вот почему для многих взяточников стало выгодно принимать обличье мошенников.

Этот факт подтвердила из собственной жизненной практики одна из активных сторонников подобных изменений в законодательстве - бизнесмен Яна Яковлева. Однажды во время налоговой проверки в ее фирме инспектор попросил ее мобильный телефон, после чего на нее вышел посредник и стал вымогать 3,5 млн. руб. за "спасение от больших проблем". Яковлева обратилась в полицию, и посредник и налоговый инспектор были задержаны при передаче денег, однако в итоге обвинение с "Получение взятки" переквалифицировали на "Мошенничество".

Заместитель начальника Главного управления МВД экономической безопасности и противодействия коррупции Борис Колесников также привел убедительные примеры из оперативной практики о задержании разных чиновников при передаче им взяток:

- Вот, например, Жданов, - сказал он, - глава поселения Белозерское, был задержан при получении взятки в 20 млн. руб. за передел земель... В итоге дело было переквалифицировано на "Мошенничество", его приговорили к шести годам лишения свободы, посредника - к пяти годам, вместо того чтобы получить свои законные 15 лет за взятку. Однако не все были единодушны во мнении о необходимости введения подобной статьи.

Старший инспектор Следственного комитета РФ Георгий Смирнов отметил, что в целом поддерживает идею усиления наказания за коррупционные преступления, но данная инициатива нуждается в корректировке, иначе она превратится в новый инструмент коррупции и шантажа. С ним согласен и заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры по противодействию коррупции Сергей Иванов, который считает, что это предложение еще не проработано. Есть опасность, что под эту статью могут попасть и адвокаты, и правозащитники, и лоббисты - все, кто обещает "поговорить" с кем-то ради решения вопроса и получает за это вознаграждение.

Адвокат Вадим Клювгант заявил, что расследовать коррупционные преступления никогда не было легко, и это не должно быть легко. Если же до бесконечности упрощать расследование таких дел, мы в итоге придем к отмене презумпции невиновности, суда присяжных и т.д. Главная же проблема - должен быть честный суд. Перед судом должно быть честное следствие - иначе ни одна поправка к улучшению ситуации не приведет.

Прозвучали мнения, что подход к выписыванию людям штрафов, в десятки раз превышающих сумму взятки или причиненного ущерба, фактически обрекает их на пожизненное отбывание наказания наравне с убийцами. И поэтому решать проблему надо не количеством увеличения статей в Уголовном кодексе, а совершенствованием качества работы силовиков.

Но все же большинство участников поддержали законодательную инициативу о введении в Уголовный кодекс новой статьи, которая воспрепятствует уходу от ответственности коррупционеров при получении взятки. Законодатели выразили готовность продолжить работу над законодательством в этой сфере с учетом рекомендаций и замечаний участников "круглого стола".

Выступая на "круглом столе", депутат Госдумы Рафаэль Марданшин отметил следующее:

- Проблема очень актуальная, в стране ведется активная борьба с коррупцией, в том числе с лицами, которые занимаются вымогательством взяток. Наши правоохранительные органы столкнулись с проблемой, что эти деятели уходят от ответственности зачастую из-за лазеек в законодательстве. Ведь именно правоохранители привлекают граждан по ст. 159 УК РФ за мошенничество, но по данной статье там сроки значительно меньше, чем, допустим, за дачу взятки. В то же время, если их привлекать по ст. 291 - это посредничество в получении взяток, - то это деяние трудно доказуемо. И в процессуальном плане очень сложно бывает доказать состав преступления. Когда коррупционер берет взятку, наши правоохранительные органы или не могут доказать факт передачи этой взятки вышестоящему лицу, или вынуждены данное лицо привлекать к ответственности по ст. 159 за мошенничество. Поэтому, чтобы этот пробел устранить, появилась инициатива, чтобы внести дополнительную статью в наш Уголовный кодекс, а именно ст. 290 прим., где предусматривалась бы ответственность именно за получение и дачу взятки. И мы считаем, что эта инициатива заслуживает внимания, мы готовы эту инициативу прорабатывать и в первую очередь в рамках нашего партийного проекта "Комфортная правовая среда". Я думаю, что мы постараемся, с учетом мнений экспертов, подготовить полноценный законопроект по внесению изменений в наше действующее законодательство.

Категория: