Добавлен на сайт: 
среда, сентября 10, 2014
Вопрос: 

С 1 января 2013 года осуществление деятельности по проведению организованных торгов допускается только на основании лицензии биржи и лицензии торговой системы. В каком размере должна уплачиваться государственная пошлина за предоставление лицензии торговой системы?

Ответ: 

На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон N 325-ФЗ) торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы.

Лицензия торговой системы выдается Банком России без ограничения срока ее действия в порядке, предусмотренном ст. 26 этого закона.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен представить в Банк России в т.ч. и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии (подп. 19 п. 3 ст. 26 Закона N 325-ФЗ).

Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" были внесены изменения в подп. 58 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, предусматривающие необходимость уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии торговой системы.

Однако сам текст внесенной поправки оказался изложен неудачно. В результате с 1 сентября 2013 года в тексте НК РФ оказались сразу две действующие нормы, предусматривающие необходимость уплаты государственной пошлины за данное юридически значимое действие. Причем размер государственной пошлины в этих нормах различается. Так, на основании абз. 2 подп. 58 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за предоставление лицензии торговой системы подлежит уплате государственная пошлина в размере 100 тыс. руб., а из абз. 3 того же подпункта следует, что размер такой пошлины должен составлять 20 тыс. руб. за каждую лицензию.

Подобное двойное нормативное регулирование, на наш взгляд, вполне может быть расценено как неустранимое противоречие акта законодательства о налогах и сборах. По этой причине может быть применена норма п. 7 ст. 3 НК РФ, допускающая возможность толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) любых неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, до устранения законодателем данной коллизии норм, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ, государственная пошлина за предоставление лицензии торговой системы может уплачиваться в меньшем из предусмотренных размеров, т.е. в размере 20 тыс. руб., как это предусмотрено абз. 3 подп. 58 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Попутно отметим, что это не единственная ошибка, допущенная в обновленном изложении подп. 58 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. В абзаце втором данного подпункта также избыточно продублирован текст из его первого абзаца.