Правовое регулирование труда женщин в международном законодательстве во многом (если не главным образом) связано с выполнением ими семейных обязанностей. Этим вопросам посвящены Конвенция МОТ N 103 от 28.06.1952, Конвенции МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981 года).
Согласно Конвенции N 156 к таким работникам относятся трудящиеся мужчины и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей и в отношении других близких родственников - членов их семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности (п. 1, 2 ст. 1).
Конвенция МОТ N 156 предусматривает: для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена МОТ заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (п. 1 ст. 3).
Рекомендация МОТ от 23.06.1981 N 165 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" содержит положение о мерах по недопущению прямой и косвенной дискриминации, основанной на признаках семейного положения или семейных обязанностей, и предлагает постепенное сокращение ежедневной продолжительности рабочего времени и сокращение сверхурочной работы, более гибкое регулирование графиков работы, периодов отдыха и отпусков, с учетом уровня развития и особых потребностей страны и различных секторов деятельности.
При организации посменной работы и при назначении на работу в ночную смену следует, когда это обоснованно и практически осуществимо, принимать во внимание особые потребности трудящихся, в том числе потребности, связанные с выполнением семейных обязанностей. В целях обеспечения защиты трудящихся, работающих неполное рабочее время, трудящихся, работающих временно, и трудящихся, работающих на дому, многие из которых выполняют семейные обязанности, условия указанных видов работы должны соответствующим образом регулироваться и контролироваться (ст. 18-19).
Ежедневная продолжительность рабочего времени
Необходимо отметить, что ежедневная продолжительность рабочего времени для беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет, не относящихся к указанным в ст. 94 ТК РФ категориям работников, никаким пределом не ограничена. Поэтому возникший в ТК РФ пробел целесообразно устранить и закрепить в данной статье также предельную продолжительность ежедневной работы для беременных женщин и для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, которая не должна превышать 7 ч.
Н. Шептулина обоснованно отмечает, что включение в ст. 94 ТК РФ нормы о предельной продолжительности ежедневной работы беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет, особенно важно для упорядочения их работы по совместительству.
При установлении предельной продолжительности ежедневной работы беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, очевидно, будет решена и проблема, связанная с запретом (или ограничением) использования их на работе с суммированным учетом рабочего времени (согласно п. 22 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников вагонов-ресторанов и работников судовых ресторанов морского и речного транспорта, работников вагонов-лавок и других аналогичных предприятий торговли и общественного питания, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.09.1964 N 431/25, применение суммированного учета рабочего времени для лиц, не достигших 18 лет, беременных женщин, начиная с четырех месяцев беременности, и матерей, кормящих грудью, не допускается).
В силу ч. 5 ст. 99 и ч. 2 ст. 259 ТК РФ женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их письменного согласия и при условии, если что это не запрещено и в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от привлечения к сверхурочной работе.
Эта норма ТК РФ не совсем согласуется с международным стандартом труда. Так, в п. 5 Рекомендации МОТ N 95 от 28.06.1952 "Об охране материнства" предусмотрено, что беременные и кормящие грудных детей женщины не должны допускаться на ночную и сверхурочную работу.
Ненормированный рабочий день
Статья 97 ТК РФ, в отличие от ст. 99, не закрепляет категории работников, которых запрещено привлекать к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени в случае возникновения определенных обстоятельств. Например, в период беременности женщины, а также в период до достижения ребенком возраста полутора лет работодатель будет привлекать ее (эпизодически) к такой работе, что может отрицательно сказаться на состоянии ее здоровья. Поэтому было бы правильным предусмотреть в соответствующей статье гл. 41 ТК РФ норму, запрещающую привлечение беременной женщины и женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени (в условиях режима ненормированного рабочего дня).
До приведения нормативных правовых актов о рабочем времени в соответствие с ТК РФ сохраняет действие постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-I "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", согласно которому для женщин, работающих в сельской местности, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 ч в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами (п. 1.3), а продолжительность ежегодного основного отпуска - не менее 28 календарных дней (п. 1.1).
Судебная практика также исходила из того, что работа женщин в сельской местности свыше 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность) является сверхурочной, привлечение к ней допустимо лишь в исключительных случаях (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25.12.1990 г. N 6 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин", признанного постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 г. N 15 утратившим силу).
Согласно ч. 3 ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников может быть установлена только Кодексом или иными федеральными законами. Таким образом, п. 1.3 упомянутого постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-I по содержанию не противоречит ст. 92 ТК РФ, однако не соответствует по форме, ибо "постановление Верховного Совета РСФСР" не является федеральным законом (или законом РСФСР).
Неполное рабочее время
Рекомендация МОТ от 23.06.1981 г. N 165 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" предусматривает, что условия занятости, в том числе социальное обеспечение трудящихся, работающих неполное рабочее время и работающих временно, должны, насколько это возможно, быть эквивалентны условиям занятости трудящихся, работающих соответственно полное рабочее время и работающих постоянно.
Трудящимся, работающим неполное рабочее время, необходимо предоставлять возможность поступления или возвращения на работу с полным рабочим временем в тех случаях, когда имеется вакансия и когда изменились обстоятельства, вызвавшие ранее необходимость работы с неполным рабочим временем (ст. 21).
В соответствии со ст. 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Представляется логичным и обоснованным исключить данное положение из ст. 93 ТК РФ и закрепить его в гл. 41, так как норма специфична - относится к женщинам и лицам с семейными обязанностями.
Работа в ночное время
Исходя из необходимости охраны здоровья женщин, Конвенция МОТ N 89 "О ночном труде женщин в промышленности" (пересмотренная в 1948 году) предусматривает нормы и предложения по ограничению труда женщин в ночное время.
В соответствии с этим международным правовым актом женщины независимо от возраста не привлекаются к работам в ночное время, за исключением семейных предприятий и случаев форс-мажора (непреодолимой силы) или угрозы потери находящихся в процессе обработки скоропортящихся материалов.
Конвенция МОТ N 89 не распространяется на женщин, занимающих ответственные посты административного характера, а также работающих в системе здравоохранения и социального обеспечения, которые обычно не занимаются физическим трудом. Запрещение ночного труда для женщин может быть временно отменено правительством, если в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств этого требуют национальные интересы.
В этом контексте важно обратить внимание на Конвенцию МОТ N 171 "О ночном труде" (1990 года) и Рекомендацию МОТ N 178 "О ночном труде" (1990 года). В отличие от Конвенции МОТ N 89 ночная смена определяется как работа продолжительностью не менее семи часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра.
Согласно ст. 7 Конвенции N 171 необходимо принять меры, обеспечивающие наличие альтернативной ночному труду работы для трудящихся женщин, которые в противном случае были бы вынуждены выполнять работу в ночное время:
а) до и после рождения ребенка в течение периода продолжительностью, по крайней мере, 16 недель, из которых не менее 8 недель должно предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка;
б) в течение дополнительных периодов, в отношении которых выдается медицинское свидетельство, удостоверяющее, что это необходимо для здоровья матери или ребенка:
в) во время беременности;
г) в течение определенного времени сверх периода после рождения ребенка, устанавливаемого в соответствии с указанным подп. "а", продолжительность которого определяется компетентным органом после консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся.
Рекомендация N 178 предусматривает, что в любой момент в течение беременности, как только это станет известным, трудящиеся женщины, работающие в ночное время, назначаются, по их просьбе, на работу в дневное время, если это практически осуществимо.
В случаях сменной работы при решении вопроса о составе ночных смен следует учитывать особые обстоятельства трудящихся с семейными обязанностями (п. 19-20).
Согласно п. 4 ст. 8 Европейской социальной хартии (1996 года) стороны обязуются регулировать работу в ночное время беременных женщин, женщин, недавно перенесших роды, и женщин, ухаживающих за своими грудными детьми.
Нельзя не отметить, что КЗоТ РСФСР 1922 года ограничивал работу в ночное время для всех женщин, допуская ее как временную меру, если это вызывалось особой необходимостью. КЗоТ РСФСР 1971 года предусматривал аналогичную норму (ст. 161).
К сожалению, в Трудовом кодексе РФ такой нормы нет, что представляется не совсем правильным.
В отличие от норм международного трудового права ст. 259 ТК РФ не устанавливает акцент на регулирование работы в ночное время, а предусматривает гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Так, запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (ч. 1 ст. 259 ТК РФ).
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 2 ст. 259 ТК РФ).
Гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 259 ТК РФ, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ).
Очевидно, следовало бы привести ст. 259 ТК РФ в соответствие с международными стандартами в сфере труда.
Типичным нарушением норм ТК РФ является привлечение женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и работников, имеющих детей-инвалидов с детства, до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия и медицинских рекомендаций.
В ст. 96 ТК РФ указана еще одна категория работников - опекуны детей в возрасте до 5 лет, которые могут привлекаться к работе в ночное время на условиях, названных ранее.
Перерывы для кормления ребенка
В Конвенции МОТ N 103 "Об охране материнства" предусмотрено, что, если женщина кормит своего ребенка грудью, она имеет право прерывать работу для этой цели на один или несколько перерывов в день, продолжительность которых устанавливается законодательством страны.
Перерывы в работе для кормления ребенка считаются рабочими часами и оплачиваются как таковые в тех случаях, когда это регулируется законодательством или в соответствии с ним; в тех же случаях, когда этот вопрос регулируется коллективными договорами, положение определяется соответствующим договором.
Согласно Конвенции МОТ N 183 "О пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" (2000 года) кормящей грудью женщине предоставляется право на один или несколько перерывов в день или на повседневное сокращение рабочего времени для кормления своего ребенка грудью. Срок, в течение которого допускаются перерывы или повседневное сокращение рабочего времени для кормления грудного ребенка, их количество и продолжительность, а также процедура повседневного сокращения рабочего времени определяются в соответствии с национальным законодательством и практикой. Эти перерывы или повседневное сокращение рабочего времени засчитываются как рабочее время и оплачиваются соответствующим образом (ст. 10).
В соответствии с Рекомендацией МОТ N 191 от 15.06.2000 "О пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства" по представлении медицинской справки или иного соответствующего документа, предусмотренного национальным законодательством и практикой, количество и продолжительность перерывов для кормления грудного ребенка должны устанавливаться с учетом конкретных потребностей.
По мере возможности и с согласия работодателя и заинтересованной женщины следует предусмотреть возможность объединять перерывы, выделяемые для ежедневного кормления грудного ребенка, с целью сокращения продолжительности рабочего времени в начале или в конце рабочего дня.
По мере возможности, следует предусмотреть выделение помещений на рабочем месте или вблизи от него для кормления грудного ребенка в надлежащих санитарно-гигиенических условиях (п. 7-8).
В п. 3 ст. 8 Европейской социальной хартии (пересмотренная) закреплено: стороны обязуются обеспечить, чтобы матери, которые должны ухаживать за своими грудными детьми, имели достаточные для этого перерывы в работе.
На основании ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 мин. каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Согласно ст. 264 ТК РФ перерыв для кормления ребенка должен предоставляться отцу, воспитывающему ребенка без матери, а также опекуну.
Если женщина, имеющая ребенка в возрасте до полутора лет, работает неполное рабочее время (неполный рабочий день и/или неполная рабочая неделя) или на условиях скользящего (гибкого) графика работы, ей также предоставляются перерывы для кормления ребенка. Основное условие, чтобы продолжительность ежедневной работы превышала три часа (Положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51, далее - Положение о порядке и условиях применения труда женщин).
Как показывает судебная практика, нередко поводом для обращения в суд служит непринятие Фондом социального страхования России к зачету расходов, произведенных организацией-работодателем на выплату пособия по уходу за ребенком работнице, осуществлявшей свои должностные обязанности на условиях неполного рабочего времени.
При определении, являлось ли рабочее время неполным, ФСС России ссылается на п. 8 Положения о порядке и условиях применения труда женщин, и трактует его таким образом, что сокращение рабочей недели на 1 ч не является неполным рабочим временем. В свою очередь, работодатели руководствуются ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", согласно которой право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2008 г. N Ф09-9217/08-С2 по делу N А71-2756/08).
Следует обратить внимание на то, что формулировка п. 8 указанного Положения о порядке и условиях применения труда женщин относительно нижнего предела продолжительности неполного рабочего времени носит в большей мере рекомендательный характер, поскольку предусматривает примерное (а не точное) количество рабочих часов в неделю. Кроме того, указано, что в зависимости от конкретных производственных условий может быть установлена иная продолжительность рабочего времени.
Важно учитывать, что перерывы для кормления ребенка нельзя относить к институту времени отдыха, так как они являются целевыми, связанными с выполнением женщиной функции материнства и, естественно, должны быть отнесены к рабочему времени (что, собственно, и следует из смысла ст. 258 ТК РФ).
В соответствии с п. 5 Рекомендации МОТ N 95 "Об охране материнства" национальное законодательство должно установить, что рабочее время беременных и кормящих грудных детей женщин должно быть распределено таким образом, чтобы обеспечить им достаточные перерывы для отдыха.
Вместе с тем специальные перерывы для отдыха ТК РФ не установлены.
В данном контексте интересна и ст. 17 Приложения I к Директиве Совета европейских сообществ от 30.11.1989 N 89/654/ЕС, согласно которой беременным женщинам и недавно родившим женщинам во время таких перерывов должна предоставляться возможность полежать, для чего необходимо создать соответствующие условия.
В связи с этим полагаю целесообразным закрепить в гл. 41 Трудового кодекса РФ соответствующую норму, предусматривающую специальные перерывы для отдыха беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет.
Особенности предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска
Сознательно не затрагивая в данной статье широкого круга вопросов, связанных с предоставлением женщинам отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, отметим все же порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Так, перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК РФ).
Важно отметить, что содержание этой статьи Кодекса несколько шире, чем ее название, ибо закрепляется не только дородовой и послеродовой отпуска, но и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В данном случае необходимо учитывать и положение ст. 122 ТК РФ, согласно которой до истечения 6 месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
- женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
- работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.
Если женщина имеет право на дополнительный отпуск (за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, с режимом ненормированного рабочего дня, за работу в районах Крайнего Севера и т.д.), то он должен присоединяться к отпуску по беременности и родам одновременно с основным отпуском.
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени непрерывной работы у данного работодателя (ст. 123 ТК РФ).
Не допускается отзыв из отпуска беременных женщин (ст. 125 ТК РФ).
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) - ст. 126 ТК РФ.
Дополнительные выходные дни и отпуска
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами (ч. 1 ст. 262 ТК РФ в ред. от 24.07.2009).
Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.
Представляется очевидным, что Трудовой кодекс РФ не в полной мере учитывает международные стандарты труда, относящиеся к указанным категориям работников. Так, в соответствии со ст. 18 Конвенции МОТ N 184 "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" (2001 года) должны также осуществляться меры для обеспечения того, чтобы принимались во внимание особые потребности работниц сельского хозяйства в предродовой период, в период кормления ребенка грудью и в связи с сохранением их репродуктивного здоровья.
В соответствии с п. 1-4 Разъяснения Минтруда России и ФСС РФ (утв. постановлением Минтруда России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34-02 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (в ред. от 15.04.2002) указанные в ст. 262 ТК РФ дополнительные оплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования выходные дни предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или не использованы частично.
В таком же порядке четыре дополнительных выходных дня предоставляются одиноким матерям.
В случаях, когда один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях, а другой самостоятельно обеспечивает себя работой (например, является индивидуальным предпринимателям), 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях, при предоставлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.
Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.
Законодательством предусмотрено предоставление дополнительных отпусков без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми.
Работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.
Такой отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью или по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 ТК РФ).
Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ).