Закон о контрактной системе - что нового?

контрактная система

С 04.06.2014 вступила в силу большая часть изменений, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Федеральным законом N 140-ФЗ. Об этих изменениях мы и поговорим в статье.

Что такое совокупный годовой объем закупки?

Наконец-то нормы Закона о контрактной системе дополнены определением понятия совокупного годового объема закупок. Под данным понятием подразумевается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок согласно Закону о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Напомним, что совокупный годовой объем закупки используется при:

- определении размера закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- принятии решения о создании контрактной службы;

- проведении запроса котировок;

- принятии решения о закупке у единственного поставщика.

Когда еще можно применять проектно-сметный метод обоснования начальной цены контракта?

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 140-ФЗ, помимо случаев, установленных в ч. 9 ст. 26 Закона о контрактной системе, проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Если же заказчик не использовал проектно-сметный метод для определения начальной (максимальной) цены контракта, указанная цена может быть определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Ранее такая возможность у заказчика отсутствовала.

Что изменилось в способах размещения заказов?

Наиболее ожидаемые изменения коснулись порядка размещения закупок у единственного поставщика. Напомним, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе совершить на основании названного пункта, не должен превышать 2 000 000 руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 000 000 руб. Таким образом, заказчик может самостоятельно выбрать, какое из вышеуказанных ограничений использовать: либо не более 2 000 000 руб., либо не более 5% совокупного годового объема закупок заказчика (и не более 50 000 000 руб.). Напомним, что ранее совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, должен был не превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 50 000 000 руб. в год.

Ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе совершить, не применяются в отношении закупок, совершаемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе совершить на основании п. 4, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Необходимо отметить, что приведенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.

Кроме того, Федеральным законом N 140-ФЗ уточнена процедура заключения контракта по результатам несостоявшихся процедур. Так, в силу новой редакции п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями ч. 9 ст. 89 и ст. 92 Закона о контрактной системе проводится по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти.

При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в указанный федеральный орган исполнительной власти не позднее чем в течение 10 дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся.

Срок согласования не должен составлять более 10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе регламентирует признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1-3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона о контрактной системе.

Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением контрактов на основании ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о контрактной системе, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на контроль в сфере закупок.

В данной ситуации контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о контрактной системе, в срок, установленный ч. 13 ст. 78 этого закона.

Согласно новой редакции п. 32 ст. 93 Закона о контрактной системе при заключении контракта, предметом которого является аренда нежилых зданий, строений, сооружений, нежилых помещений для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд или аренда жилых помещений на территории иностранного государства заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства, с использованием способа размещения заказа "у единственного поставщика", не требуется правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, которыми установлены наименование заказчика, информация об арендуемом объекте недвижимого имущества с указанием его мощности, цена контракта, срок аренды, а также обоснование цены контракта.

Кроме того, в Федеральном законе N 140-ФЗ названы новые случаи заключения контракта с единственным поставщиком. К таким случаям относятся:

- заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на эти оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;

- заключение бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии;

- осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Небезынтересны изменения, связанные с осуществлением закупок путем запроса котировок. Федеральным законом N 140-ФЗ уточнены требования, предъявляемые к участникам запроса котировок. Так, согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться в том числе требования к участникам запроса и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок согласно ч. 1.1 (при наличии этого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, уточняется содержание заявки на участие в запросе котировок. Теперь она должна содержать и наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления его поставки.

Также уточнен момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Согласно ч. 7 ст. 74 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Необходимо отметить, что аналогичные изменения внесены в положения Закона о контрактной системе, регламентирующие порядок проведения запроса предложений.

Отельные изменения коснулись и электронного аукциона. Согласно новой редакции ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки, а также по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости - также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом.

Что нового в правилах закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?

В соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона N 140-ФЗ) государственные (муниципальные) учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок путем:

- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 000 000 руб.;

- осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

В случае принятия решения о закупке у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к названным субъектам, организациям.

Если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (ч. 30 ст. 112 закона).

Из объема закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должны быть исключены закупки, признанные не состоявшимися в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Иными словами, заказчик обязан каждый раз пересчитывать объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика (ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций включается в контракты с указанием объема данного привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В каких случаях привлекать экспертов?

Согласно ч. 2-7 ст. 94 Закона о контрактной системе к установленному контрактом сроку поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом. При этом заказчик должен обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги согласно названной статье.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации к экспертизе поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в следующих случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

- предусмотренных п. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;

- закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

- если результатом предусмотренной контрактом и выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.

Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Отметим: в ранее действующей редакции Закона о контрактной системе предусматривалось, что экспертизу можно было не проводить в случаях, предусмотренных п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Когда в контракт можно не включать обязательные требования, предусмотренные ст. 34 Закона о контрактной системе?

Федеральным законом N 140-ФЗ расширен перечень случаев, когда заказчик может не включать в контракт обязательные условия, установленные ч. 4-9, 11, 12 ст. 34 Закона о контрактной системе. Теперь указанные условия могут не применяться и в случаях:

- закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);

- закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком, ландшафтным парком, театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, библиотекой, архивом), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);

- оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);

- заключения контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатацию компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания) (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);

- заключения контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом РФ, палатами Федерального Собрания, Правительством РФ (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатацию компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление питания (включая безопасное питание) (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);

- заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);

- заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Категория: