Новации для юридических лиц

Дата: 
04/01/2015
юр лица

Изменениями уточнено определение юридического лица. Под таковым понимается экономический субъект, который (п. 1 ст. 48 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ):

- имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам;

- может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;

- быть истцом и ответчиком в суде.

При этом уточнено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Соответственно устанавливается, что (абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ):

- правоспособность юрлица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и

- прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

До принятия закона N 99-ФЗ право осуществлять определённые виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации (СРО) было предусмотрено отдельными федеральными законами. Так, Федеральным законом от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (п. 1 ст. 3) установлено, что аудиторская организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. В ГК РФ такая норма отсутствовала. Кодекс позволял юридическим лицам, осуществляющим отдельные виды деятельности, перечень которых определён законом, заниматься ими только на основании специального разрешения (лицензии) (абз. 3 п. 3 ст. 49 ГК РФ) (напомним, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведён в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Теперь эта норма дополнена, и в ней указано, в частности, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в СРО, возникает с момента вступления в данную организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определённому виду работ (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Прекращение же деятельности по рассматриваемым видам происходит при прекращении действия:

- разрешения (лицензии);

- членства в саморегулируемой организации или

- выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определённому виду работ.

Новый вид классификации

До внесения рассматриваемых изменений в ГК РФ юридические лица подразделялись (ст. 50 ГК РФ):

- на коммерческие - преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

- некоммерческие - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могли учреждаться, в частности, в следующих организационно-правовых формах:

- хозяйственных товариществ и обществ;

- крестьянских (фермерских) хозяйств;

- хозяйственных партнёрств;

- производственных кооперативов;

- государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Примечание. С 1 сентября 2014 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 05.05.14 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Исходя из названия закона вносимые изменения коснулись главы "Юридические лица" ГК РФ и затронули вопросы в части их организационно-правовых форм, правоспособности, органов управления, учредительных документов.

Приведённые организационно-правовые формы сохранены и в новой редакции пункта 2 статьи 50 ГК РФ. Из числа возможных форм хозяйственных обществ выпало лишь общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Кроме того, ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ (ст. 97) не предусмотрена возможность создания закрытого акционерного общества (ЗАО).

Сразу заметим, что с 1 сентября 2014 года к ОДО, созданным ранее, будут применяться положения ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87-90, 92-94), а к ЗАО - нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", касающиеся ЗАО, будут применяться к ним до первого изменения уставов. Перерегистрация ранее созданных обществ с дополнительной ответственностью и закрытых акционерных обществ в связи со вступлением в силу закона N 99-ФЗ не потребуется (п. 7, подп. 1 п. 8, п. 9 и 10 ст. 3 закона N 99-ФЗ).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, в свою очередь, могли создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), фондов, учреждений, к которым относятся государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

К указанным формам добавилось ещё и товарищество собственников недвижимости. Таковым признаётся добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т. п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Товарищество собственников недвижимости по существу будет общим институтом, включающим, в частности, товарищества собственников жилья (раздел VI ЖК РФ) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Закон N 99-ФЗ вводит ещё одну классификацию юридических лиц, подразделяя их на унитарные и корпоративные (ст. 65.1 ГК РФ). Указанное деление производится в зависимости от наличия или отсутствия у учредителей (участников) юридических лиц прав выступать в качестве членов таких лиц и формировать их высшие коллегиальные органы.

Так, корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ. К данным организациям отнесены практически все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих, а именно:

- потребительские кооперативы;

- общественные организации;

- ассоциации (союзы);

- товарищества собственников недвижимости;

- казачьи общества, внесённые в соответствующий госреестр;

- общины коренных малочисленных народов.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, признаются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:

- общественные, благотворительные и иные фонды;

- государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономные некоммерческие организации;

- религиозные организации;

- публично-правовые компании.

Упомянув некоммерческие организации, скажем о тех изменениях, которые их коснулись. НКО, как известно, могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ). С 1 сентября текущего года возможность такой деятельности некоммерческой организации должна быть прописана в её уставе (п. 4 ст. 50 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Указание в уставе возможности осуществления приносящей доход деятельности обязывает некоммерческую организацию (за исключением казённого и частного учреждений) иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 50 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ). Напомним: на сегодняшний день минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Правило по наличию достаточности имущества подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым после 5 мая 2014 года. В отношении некоммерческих организаций, созданных до указанного дня, рассматриваемая норма применяется с 1 января 2015 года (п. 13 ст. 3 закона N 99-ФЗ).

Действующие до 5 мая текущего года некоммерческие организации с внесением поправок в устав, если они нужны, могут не спешить. Осуществить это они вправе при ближайшем изменении устава (п. 7 ст. 3 закона N 99-ФЗ).

Учредительный документ

По общему правилу единственным учредительным документом любых юридических лиц является устав, который утверждается их учредителями (участниками) (абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ). Исключение из данного правила предусмотрено только для хозяйственных обществ, которые действуют на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

При создании юридических лиц могут использоваться типовые уставы (п. 2 ст. 52 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ). Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным госорганом в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Данное нововведение должно поспособствовать возрастанию числа экономических субъектов. Ведь многие потенциальные юридические лица были вынуждены обращаться в юридические фирмы по вопросу составления устава. Не находя достаточных средств, часть из них теряла интерес к открытию своего бизнеса. Теперь же сэкономленные средства можно будет использовать непосредственно в своих проектах.

Кстати, юридические компании для этих целей используют как раз таки типовые формы, которые они пытаются "подогнать" под конкретного клиента. И не всегда такая "подгонка" завершается столь уж успешно. Так что субъектам предпринимательства нередко приходилось вносить изменения в учредительные документы после их регистрации. Норма о том, что изменения приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях, сохранена и в новой редакции статьи 52 ГК РФ (п. 6). При этом оговаривается, что юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учётом таких изменений.

Устав юридического лица должен содержать сведения (п. 4 ст. 52 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ):

- о наименовании юридического лица;

- месте его нахождения;

- порядке управления его деятельностью.

Включаются в устав и другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

Всё та же статья 52 ГК РФ (п. 5) предоставляет учредителям право утвердить внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица, регулирующие корпоративные отношения. Эти документы не являются учредительными. Они при этом не должны содержать норм, противоречащих уставу.

Органы юридического лица и их ответственность

Статьёй 53 ГК РФ устанавливались положения в части органов юридического лица. Новой редакцией пункта 1 указанной статьи определено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и уставом. Учредительным документом при этом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ.

В последнем положении нет отсылки к иным законодательным нормам. То есть его логично воспринимать как норму прямого действия, которая распространяется на всех юридических лиц. И, казалось бы, вполне достаточно в уставе юридического лица прописать двух (а возможно, и нескольких) директоров, и так тому и быть.

Однако в законах об обществах о единоличном исполнительном органе говорится в единственном числе. Так, законом N 14-ФЗ установлено, что у организаций с такой организационно-правовой формой избирается единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) (ст. 40).

Руководство же текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) (п. 1 ст. 69 закона N 208-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: вправе ли юридические лица после 1 сентября текущего года, то есть с момента вступления в силу закона N 99-ФЗ, иметь двух генеральных директоров, предусмотрев это в уставе?

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Аналогичную обязанность несут и члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т. п.) (п. 3 ст. 51 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

В ГК РФ законом N 99-ФЗ непосредственно введена норма об ответственности указанных лиц (ст. 53.1 ГК РФ). Данной нормой закрепляется обязанность:

- лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица;

- членов его коллегиальных органов и лиц, определяющих действия экономического субъекта, -

Возмещать убытки, причинённые по их вине юридическому лицу.

Названные лица несут ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Ответственность за причинённые юридическому лицу убытки будет нести и его мажоритарный участник (или иное лицо, имеющее фактическую возможность определять действия рассматриваемого лица, включая возможность давать указания членам органов управления), если они причинены по вине этого участника (п. 3 ст. 53 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Нормы о солидарной ответственности применяются к тем лицам (членам органов управления юридического лица, мажоритарным участникам и т. д.), которые совместно причинили убытки организации (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Вина этих лиц при этом должна быть доказана. К ответу их можно призвать только в случае, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно.

В случае совместного причинения убытков генеральный директор и коллегиальные органы управления юрлица и т. д. обязаны возместить убытки солидарно. Избежать ответственности могут только члены коллегиальных органов общества, которые голосовали против неразумного решения. При этом какие-либо соглашения об устранении или ограничении названной ответственности за убытки признаются ничтожными.

Отметим, что критерии определения добросовестности, недобросовестности, разумности и неразумности поведения лиц, входящих в состав органов юридического лица, определил Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.13 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица". В нём, в частности, указывается на то, что добросовестность и разумность при исполнении генеральным директором возложенных на него обязанностей заключается в принятии необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством.

Хозяйственные товарищества и общества

Изменения коснулись также хозяйственных товариществ и обществ. Таковые определены теперь в ГК РФ как корпоративные коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт этих долей (вкладов), а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности (абз. 1 п. 1 ст. 66 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 в редакции закона N 99-ФЗ). Из ГК РФ, повторимся, исключено упоминание о таких организационно-правовых формах, как закрытые и открытые акционерные общества.

В то же время предусмотрено деление обществ на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества, акции и ценные бумаги которых, конвертируемые в акции этих обществ, публично размещаются (путём открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Опять же отметим, что акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от того, указано это в их фирменном наименовании или нет (п. 11 ст. 3 закона N 99-ФЗ).

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, которые не наделены указанными признаками, являются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Объём правомочий участников хозяйственного общества в общем случае определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. В то же время допускается определять объём правомочий участников непубличного хозяйственного общества в ином порядке, если это предусмотрено уставом общества, а также корпоративным договором. Сведения о заключении такого корпоративного договора и о предусмотренном им объёме правомочий участников общества должны быть внесены в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 66 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

До вступления в силу изменений, вносимых в ГК РФ законом N 99-ФЗ, уставный капитал акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью формировался по-разному:

- учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны были полностью оплатить свои доли в уставном капитале в срок, названный в учредительном договоре, но не позднее 4 месяцев после регистрации (п. 1 ст. 16 закона N 14-ФЗ). Причём такой порядок введён совсем недавно - с 5 мая 2014 года (ст. 2 Федерального закона от 05.05.14 N 129-ФЗ "О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью");

- не менее 50% акций акционерного общества оплачивается в течение 3 месяцев с момента регистрации, остальное - не позднее года (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Законом N 99-ФЗ установлен единый порядок формирования уставного капитала указанных обществ. Если иное не предусмотрено законами N 14-ФЗ и 208-ФЗ, учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трёх четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть уставного капитала хозяйственного общества - в течение первого года деятельности общества (абз. 1 п. 4 ст. 66.2 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Указанная общая норма ГК РФ не станет обязательной, пока не будут внесены соответствующие изменения в упомянутые законы N 14-ФЗ и 208-ФЗ.

В случаях, если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трёх четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала (абз. 2 п. 4 ст. 66.2 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ).

Последняя норма касается как новых обществ, которые будут создаваться после 1 сентября текущего года, так и тех, чей уставный капитал ещё не сформирован полностью на эту дату.

Пример

Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано 16 июня 2014 года, уставный капитал - 10 000 руб., учредителей четверо, на момент регистрации никто из них взнос в уставный капитал не произвёл, задолженность по взносам ими погашена 14 октября текущего года.

По действующим на момент регистрации правилам учредители должны полностью оплатить соответствующие им доли в уставном капитале до 16 октября 2014 года.

Если в период с 1 сентября по 16 октября будет заключён договор купли-продажи и организация не сможет расплатиться, контрагент будет вправе потребовать денежные средства с участников общества (ст. 399 ГК РФ).

Участники обществ с ограниченной ответственностью больше не смогут самостоятельно оценивать неденежные вклады в уставный капитал. С 1 сентября текущего года независимо от суммы такого вклада оценку должен будет провести независимый оценщик (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ в редакции закона N 99-ФЗ). Напомним, что до указанной даты участники общества вправе были самостоятельно согласовать оценку вклада в пределах 20 000 руб. (п. 2 ст. 13 закона N 14-ФЗ).

Указанное изменение будет действовать не только на случай первоначального внесения вклада в уставный капитал, но и в отношении дополнительных вкладов, которые могут вноситься в уставные капиталы уже действующих обществ.

Корпоративный договор

Выше уже упоминалось о возможности заключения корпоративного договора. Это позволяет осуществлять введённая в ГК РФ статья 67.2 с таким названием. Положения данной статьи регулируют отношения участников хозяйственных обществ, возникающие в связи с заключением ими соглашения об осуществлении своих корпоративных (членских) прав. В этих договорах в том числе закрепляется обязанность участников соглашения:

- голосовать определённым образом на общем собрании участников общества;

- согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом;

- приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определённой цене или при наступлении определённых обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определённых обстоятельств.

В корпоративном договоре в то же время не могут быть установлены:

- обязанность его сторон голосовать в соответствии с указаниями органов общества;

- определение структуры органов общества и их компетенции.

Аналогом корпоративного договора является акционерное соглашение, которое может быть заключено в соответствии со статьёй 32.1 закона N 208-ФЗ.

Корпоративный договор может быть заключён как всеми участниками общества, так и отдельными лицами. В последнем случае участники соглашения обязаны уведомить общество о заключении корпоративного договора, не раскрывая его содержания. В противном случае у оставшихся участников общества возникает право требовать возмещения причинённых им убытков.

Для корпоративного договора определена специальная форма. Он должен заключаться путём составления одного документа, подписанного сторонами (п. 3 ст. 67.2 ГК РФ).

Информация о корпоративном договоре, заключённом акционерами публичного акционерного общества, должна быть раскрыта в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом N 208-ФЗ.

Информация же о содержании корпоративного договора, заключённого участниками непубличного общества, не подлежит раскрытию и является конфиденциальной, если иное не установлено законом.

Выше приводилось, что если корпоративным договором предусмотрен иной объём правомочий его участников, нежели пропорционально их долям в обществе, то сведения о таком договоре и о предусмотренном в нём объёме правомочий должны быть отражены в ЕГРЮЛ.

Нарушение корпоративного договора может являться основанием для признания недействительным решения органа хозяйственного общества по иску стороны корпоративного договора. Это возможно, если на момент принятия такого решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества. Признание решения органа хозяйственного общества недействительным не влечёт недействительности сделок данного общества с третьими лицами, совершённых на основании такого решения (абз. 1 и 2 п. 6 ст. 67.2 ГК РФ).

Нарушение корпоративного договора, который заключили не все участники хозяйственного общества, не влечёт признания соответствующего решения органа хозяйственного общества недействительным.

Сделка, заключённая стороной корпоративного договора в его нарушение, может быть признана судом недействительной по иску участника такого договора, но только при условии, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных корпоративным договором (абз. 3 п. 6 ст. 67.2 ГК РФ).

Не оставлена без внимания законодателем и ситуация, когда действительность корпоративного договора оспаривается по мотиву его противоречия уставу хозяйственного общества. Стороны такого договора в силу пункта 7 статьи 67.2 ГК РФ не вправе ссылаться на его недействительность в связи с тем, что он противоречит положениям устава общества.

Разрешена проблема выхода участника (стороны корпоративного договора) из хозяйственного общества (путём отчуждения акций, доли в обществе и т. д.). Прекращение права одной стороны корпоративного договора на долю (акции) в уставном капитале хозяйственного общества согласно пункту 8 статьи 67.2 ГК РФ не влечёт прекращения действия корпоративного договора в отношении остальных его сторон, если иное не предусмотрено этим договором.

Приведённые в пунктах 1-9 статьи 67.2 ГК РФ правила о корпоративных договорах применяются и к соглашению о создании хозяйственного общества, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений сторон такого соглашения (п. 10 ст. 67.2 ГК РФ).

Подтверждение решения общего собрания

Положения по особенностям управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах определены введённой статьёй 67.1 ГК РФ. Здесь же определены вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Пунктом 3 данной статьи установлен порядок подтверждения решения, принятого общим собранием общества, и состава присутствующих при этом участников. В данном случае предусмотрено три варианта развития событий.

Так, в отношении публичного акционерного общества данные факты подтверждает лицо, которое ведёт реестр акционеров такого общества и выполняет функции счётной комиссии.

Непубличным акционерным обществам предоставлено право выбора: решение общего собрания и состав присутствующих участников могут подтверждаться либо регистратором, либо нотариально.

В отношении же обществ с ограниченной ответственностью указанные факты подтверждаются нотариально, если иной порядок не предусмотрен в уставе или в решении общего собрания, принятом единогласно всеми участниками общества.

В самом выгодном положении в этой части, как видим, оказались ООО: они при желании вполне могут обойтись без нотариуса.

У крупных публичных АО также особых трудностей с применением новых требований не должно возникать, поскольку, как правило, в таких обществах представители регистратора включаются в счётную комиссию.

Для всех же оставшихся обществ нововведение в части подтверждения решения, принятого общим собранием общества, и состава присутствующих при этом участников повлечёт дополнительные расходы, и немалые. Ведь регистратор или нотариус, по идее, должны непосредственно присутствовать на собрании.

Возникает вопрос: что именно нотариус (регистратор) должен подтвердить? С одной стороны, введённая норма требует подтвердить два факта:

- принятие обществом решения;

- состав присутствующих участников.

С другой стороны, по итогам собрания акционерного общества в соответствии со статьями 62 и 63 закона N 208-ФЗ оформляются два протокола: один - об итогах голосования, второй - протокол общего собрания. Оформление и того и другого должно быть закончено не позднее трёх рабочих дней с момента закрытия общего собрания. И какой из них должен заверять нотариус (регистратор)?

С подтверждением состава присутствующих участников на собрании также могут возникнуть трудности. По логике, нотариус (регистратор) в этом случае должен установить личность каждого присутствующего участника. А как это можно реализовать, если общее собрание акционеров проводится в форме заочного голосования в соответствии со статьёй 50 закона N 208-ФЗ?

Напомним, что не может проводиться в форме заочного голосования лишь общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы (п. 2 ст. 50 закона N 208-ФЗ):

- избрания:

- совета директоров (наблюдательного совета) общества;

- ревизионной комиссии (ревизора) общества;

- утверждения аудитора общества;

- утверждения годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, а также распределения прибыли (в том числе выплаты (объявление) дивидендов) и убытков общества по результатам финансового года.

Вопросы реорганизации и ликвидации

Законом N 99-ФЗ внесены значительные изменения в положения ГК РФ, касающиеся реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Так, в соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 57 ГК РФ допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных её форм. Напомним, что в кодексе выделено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Таким образом, после 1 сентября 2014 года возможно в один заход осуществить, к примеру, присоединение и преобразование.

Тем же пунктом 1 статьи 57 ГК РФ допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Положениями введённой в ГК РФ статьи 60.1 определены последствия решения о признании реорганизации юридического лица недействительной.

Названное решение согласно пункту 1 статьи 60.1 ГК РФ может быть признано судом недействительным по требованию не только его участников, но и иных лиц, если такое право им предоставлено законом. Данное требование должно быть предъявлено в суд не позднее трёх месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (законом может быть установлен иной срок).

Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечёт ликвидации образовавшегося в её результате юрлица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, которые были им совершены (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Если же решение признано недействительным до окончания реорганизации, то правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных новых юридических лиц, а в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п. 3 ст. 60 ГК РФ).

При этом устанавливается солидарная ответственность созданного юридического лица по долгам своего правопредшественника в случае невозможности определения правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному ущемлению интересов участников общества, голосовавших против данного решения, и его кредиторов (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ).

Новой редакцией статьи 61 ГК РФ расширены положения, регламентирующие процесс ликвидации общества. Так, с 1 сентября 2014 года в ГК РФ появилось два дополнительных основания для ликвидации организаций через суд:

- ведение деятельности без обязательного членства в саморегулируемой организации или без свидетельства СРО о допуске к определённому виду работ, например в сфере строительства (подп. 2 ст. 61 ГК РФ);

- невозможность достижения целей, ради которых она создана, в том числе в случаях, когда деятельность организации невозможна или существенно затруднена (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

В последнем случае в суд должен обратиться участник юридического лица. Владельцы долей в обществах с ограниченной ответственностью со временем нередко теряют интерес к ведению бизнеса. Те же, кто продолжает осуществлять деятельность, не могут принимать никаких управленческих решений ввиду отсутствия кворума. В результате организация не может ни нормально работать, ни ликвидироваться в установленном порядке. Теперь же для ликвидации такого ООО будет достаточно воли одного участника.

В заключение напомним о новой редакции статьи 54 ГК РФ, определяющей местонахождение и адрес юридического лица.

В судебной практике уже сложилось правило, согласно которому юридически важная корреспонденция, отправленная на адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, считается полученной независимо от того, присутствует ли экономический субъект по нему реально или нет. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указано, что юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесённые в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нём (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т. п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путём помимо воли юридического лица (п. 1).

Теперь это правило прямо закреплено в пункте 3 статьи 54 ГК РФ. Поэтому исключительно по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, следует ожидать корреспонденцию экономическому субъекту от всех лиц - как от контролирующих органов, так и от партнёров по бизнесу.

Закон N 99-ФЗ, как видим, привнёс немалое количество изменений, касающихся деятельности юридических лиц, начиная с момента их создания и заканчивая их ликвидацией. Предусмотренные при этом переходные положения приведены в статье 3 данного закона. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу рассматриваемого закона, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями. Повторимся, сделать это можно при первом их изменении. Причём при перерегистрации учредительных документов в связи с приведением их в соответствие с обновлёнными требованиями законодательства госпошлина не взимается (п. 12 ст. 3 закона N 99-ФЗ).