Налоговая политика России на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.

Дата: 
30/08/2014
налоговая политика на 2015

Недавно Минфин России обнародовал проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Проект), который дает представление о предстоящих изменениях налогового законодательства.

Сегодняшние данные о налоговых поступлениях свидетельствуют о постоянном их снижении. Так, согласно Проекту величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), которая характеризуется как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2%: с 36,5% в 2007 г. до 33,3% в 2013 г.

Следовательно, государство будет изыскивать иные резервы для пополнения бюджета, при этом на уровне правительства неоднократно были озвучены заявления о том, что налоги в стране подниматься не будут. За счет каких же резервов будут увеличены поступления в бюджет? Например, это могут быть средства зарубежных бенефициаров. Росфинмониторинг представил Правительству РФ "Национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний".

Кроме того, по данным, изложенным в Проекте, в настоящее время треть поступлений в области налогообложения обеспечивается за счет нефтегазового сектора. В 2013 г. последние составили 10,9% ВВП, от других видов деятельности - 22,4% ВВП. При этом уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе в три раза выше, чем в остальных видах деятельности: в 2013 г. - 74,8% и 26,3% соответственно.

Следовательно, налогообложение, увеличение инфляции по-прежнему будут зависеть от налогов, уплачиваемых нефтедобывающими компаниями. Если доходы данных компаний значительно сократятся из-за резкого снижения цен на нефть, то одновременно значительно сократятся и поступления в бюджет.

Налоговая нагрузка в зарубежных странах

В прошлом году активно обсуждались успехи Российской Федерации в рейтинге Doing Business ("Ведение бизнеса"). Напомним, что Россия в данном рейтинге за год поднялась с 112 до 92 позиции.

Однако что же остается препятствием на пути к улучшению рейтинговых позиций? Основным конкурентным преимуществом лидирующих стран по сравнению с Российской Федерацией является более низкая налоговая нагрузка на компании преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда и прочих налогов.

Так, в странах ОЭСР налог и выплаты на заработную плату (% от прибыли) составляют 23,5, в государствах Большой двадцатки - 23,1, а в России данный показатель равняется 36,7.

Тем не менее снижения налоговой нагрузки по данным показателям не планируется. Более того, Пенсионный фонд РФ пополняется именно за счет постоянного незначительного увеличения нагрузки на организации по выплате страховых взносов.

Размер уплачиваемых страховых взносов неуклонно растет. Это связано прежде всего с тем, что ставка страховых взносов с 2012 г. снизилась с 34 до 30%, но за счет повышения предельной суммы заработка для начисления страховых взносов размер их увеличивается (см. таблицу).

Рост размера уплачиваемых страховых взносов

Размер заработной платы, руб.

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

(ставка 34% в границах предельной величины - 463 000 руб.), руб.

(ставка 30% в границах величины 512 000 руб. в год, свыше предельной суммы - 10%), руб.

(ставка 30% до 568 000 руб. в год, свыше предельной суммы - 10%), руб.

(ставка 30% до 624 000 руб., свыше предельной суммы - 10%), руб.

30 000 (360 000 в год)

122 000

108 000

108 000

108 000

45 000 (540 000 в год)

157 420

156 400

162 000

162 000

60 000 (720 000 в год)

157 420

174 400

185 600

196 800

100 000 (1 200 000 в год)

157 420

222 400

233 600

244 800

 Таким образом, видим, что, формально снизив ставку страховых взносов, фактически их размер при увеличении заработной платы сотрудников из года в год растет. В связи с этим работодателям невыгодно поднимать заработную плату работникам и платить все возрастающие страховые взносы.

Положительные тенденции

Согласно Проекту с целью формирования благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территории Дальнего Востока и Забайкалья с 1 января 2014 г. вступили в силу законодательные нормы, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации. Участники данных проектов могут получать значительные налоговые преференции.

Участник регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате выполнения этого проекта, составляют не менее 90% всех доходов, которые учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций, вправе применять к данной базе пониженные налоговые ставки:

- по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, 0% в течение 10 лет;

- по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не более 10% в течение 5 лет и не менее 10% в течение следующих 5 лет.

При исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении твердых полезных ископаемых к ставкам налога применяется коэффициент, характеризующий территорию добычи, в размере от 0 до 1 в зависимости от срока начала применения ставки налога на прибыль 0%. Указанный проект по привлечению инвестиций неединственный. Например, активно обсуждается вопрос о превращении в офшор Крыма. Однако по планам льготы получат не все организации: за три года резиденты должны вложить 150 млн. руб. в проекты на территории Крыма или Севастополя, а портфельные инвесторы - те же 150 млн. руб., но в виде регистрационного сбора.

Предполагаемое положительное изменение коснется возможности применения льгот малыми предпринимателями. Все помнят, что более 500 000 предпринимателей прекратили деятельность в 2013 г. из-за повышения страховых взносов. Субъектам Российской Федерации будет предоставлено право устанавливать впервые для зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0%, которые будут действовать в 2015-2018 гг. Однако, насколько эффективной окажется данная программа, будет зависеть только от регионов. Практика применения налогообложения на основе патента и ЕНВД свидетельствует о том, что регионы не очень охотно идут на предоставление значительных льгот предпринимателям. Даже в Москве поддержка предпринимателей незначительна. Например, в 2009 г. на самозанятых предпринимателей выделялись субсидии в размере до 60 000 руб. В настоящее время данные субсидии снижены.

Порядок предоставления средств определяется:

- постановлением Правительства РФ от 31.12.08 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";

- нормативными актами, утверждаемыми на уровне субъектов Российской Федерации (например, постановление Правительства Москвы от 19.12.12 г. N 757-ПП "Об утверждении Порядка предоставления безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства").

Так, единовременная финансовая помощь предоставляется в размере фактически понесенных расходов, но не более 10 200 руб. При этом для получения даже такой небольшой помощи нужно собрать большой пакет документов:

- заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи по форме, которая утверждается Департаментом труда и занятости населения города Москвы и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- документ, удостоверяющий личность заявителя;

- бизнес-план;

- документ кредитной организации, удостоверяющий открытие соответствующего счета, с указанием необходимых реквизитов.

После заключения договора о выдаче единовременной финансовой помощи представляются:

- документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;

- документы, подтверждающие фактические расходы на государственную регистрацию в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Полученные деньги можно потратить полностью в течение первого (первых двух) налогового периода.

Увеличение налогового бремени

Увеличение налогового бремени коснется в первую очередь акцизов.

На 2014 и 2015 гг. было предусмотрено сохранение размеров акцизов, установленных Федеральным законом от 28.11.12 г. N 203-ФЗ, за исключением акцизов на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов. Ставки акцизов на моторное топливо определены с учетом комплекса факторов, в том числе прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых согласно соответствующим нормативным правовым актам ограничений сроков производства и обращения моторного топлива 3-го и 4-го классов, а также с учетом необходимости формирования доходов дорожных фондов. Ставки акцизов на спиртосодержащую, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% на 2016 г. проиндексированы на 10% к уровню 2015 г. На остальные виды алкогольной продукции, в том числе пиво, вина, игристые вина (шампанские), индексация предусмотрена в размере прогнозируемого уровня инфляции - 5,4% к 2015 г. В 2017 г. акциз за литр алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% будет стоить 690 руб., а акциз за литр менее крепкого алкоголя - 575 руб. Акцизная цена одной бутылки водки в 2017 г. составит 138 руб.

В 2014 г. минимальная специфическая ставка акциза на сигареты проиндексирована на 42% к уровню 2013 г., в 2015 г. - на 20% и в 2016 г. - на 28% к предыдущему году соответственно. В 2017 г. предполагается проиндексировать специфические ставки акцизов на табачную продукцию на 10%. На курительный трубочный табак они составят 2200 руб. за кг., сигары - 155 руб. за штуку, а на сигариллы (сигариты), биди, кретек - 2207 руб. за тысячу штук.

Усиление налогового администрирования

В настоящее время наблюдается тенденция к усилению налогового администрирования. С одной стороны, не нужно уведомлять налоговый орган об открытии счетов в банках, но с другой - организация не может в 2014 г. напрямую обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, а вынуждена обращаться в вышестоящий налоговый орган.

С 2015 г. уточняется порядок налогового контроля за правильностью применения цен по сделкам с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами в целях налогообложения.

В налоговом администрировании также наблюдаются возрастание роли банков и увеличение значения электронного документооборота.

В письме Банка России от 28.02.13 г. N 32-Т говорится о реализации Федеральной налоговой службой мероприятий, направленных на борьбу с организациями, уклоняющимися от мероприятий налогового контроля, отсутствуют по адресу, являющемуся, по данным ЕГРЮЛ, адресом регистрации этого юридического лица.

В отношении юридических лиц банки обязаны установить следующие сведения:

- наименование;

- ИНН или код иностранной организации;

- государственный регистрационный номер;

- место государственной регистрации;

- адрес местонахождения.

В целом Минфин России выделяет следующие направления налогового администрирования в 2014 г.:

- применение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;

- обязанность банков информировать налоговые органы об открытых счетах физических лиц и предоставлять сведения по таким счетам;

- установление возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщику по электронным каналам связи и приостанавливать операции по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на эти запросы;

- обязанность представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость вместе с книгой учета счетов-фактур в электронном виде.

Кроме того, следует ожидать также принятия иных мер по усилению налогового администрирования. Например, ФНС России в рамках разработки Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 гг. внесла в "открытое правительство" предложение по борьбе с уклонением от уплаты налогов при купле-продаже жилых помещений.

Предполагается, что в случае продажи квартиры по заниженной цене покупателю придется доплачивать налог на доходы физических лиц, поскольку, по мнению налогового органа, в такой ситуации у него образуется доход. Если данные поправки будут приняты, то собираемость налогов повысится и за счет физических лиц.

Репатриация денежных средств из офшоров

Отток капитала из России за январь-февраль 2014 г. достиг 35 млрд. долл. По последнему прогнозу Минэкономразвития России, вывоз капитала в 2014 г. составит 25 млрд. долл. По данным Банка России, в 2013 г. этот показатель равнялся 62,7 млрд. долл. против 54,6 млрд. долл. в 2012 г.

О репатриации средств и применении механизмов ограничения вывода средств за рубеж говорят уже давно, но практические меры и ограничения не имели большого эффекта.

В настоящее время Минфин России предлагает внести комплексные изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а именно:

1) определение налогового резидентства для юридических лиц

Сейчас в НК РФ не определены признаки налогового резидентства для юридических лиц, при этом в международных правовых нормах используется данное понятие.

Применение понятия налогового резидентства для юридических лиц позволит противодействовать злоупотреблениям как при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям, так и при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;

2) создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Для формирования данного механизма предлагается ввести обязанность для налоговых резидентов Российской Федерации декларировать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании пропорционально доле участия в такой компании в случае превышения определенной границы контроля;

3) обмен информацией по налоговым вопросам

В настоящее время готовится к ратификации Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, в которой предусмотрена возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами-участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях. Разработан проект Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями, основываясь на котором будут проводиться переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения;

4) увеличение налоговых проверок за контролируемыми сделками

Предполагается внести изменения в НК РФ, разрешив Федеральной налоговой службе истребовать у налогоплательщиков документацию по контролируемым сделкам, одной из сторон которых является налоговый резидент иностранного государства, вне рамок налоговой проверки в порядке, аналогичном предусмотренному п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В целом можно констатировать, что Проект содержит довольно значительные положения, поскольку позволяет определить не только тенденции налоговой политики страны, но и будущее для налогоплательщиков.

Категория: