На очереди - секьюритизация по российскому праву

Дата: 
03/01/2015
российское право

У российского бизнеса появляется благоприятная возможность преобразовывать свои активы, в том числе не вполне ликвидные, в торгуемую, ликвидную форму путем выпуска ценных бумаг. С 1 июля текущего года вступает в силу Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий, в частности, специальный порядок формирования нового правового инструмента - института "специализированного общества" для секьюритизации финансовых активов.

Российский финансовый рынок на протяжении многих лет нес значительные потери из-за отсутствия возможности секьюритизации финансовых активов по отечественному праву. Поэтому законодательная инициатива Правительства РФ весьма актуальна.

Основной целью нового закона стало как создание эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего привлечение дополнительных финансовых ресурсов в российскую экономику, так и расширение перечня ценных бумаг, доступных для инвесторов. Так под секьюритизацией будет пониматься финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.

Следует отметить, что в Правительстве РФ отказались от подготовки специального закона о секьюритизации. Было решено, что для обеспечения правовых условий процесса секьюритизации более разумно просто внести соответствующие изменения в ряд уже действующих законодательных актов Российской Федерации. Тем более, что такие коррективы в эти правовые документы пришлось бы вносить и в случае принятия отдельного закона о секьюритизации. В конечном счете для того, чтобы создать необходимый правовой инструментарий для института секьюритизации финансовых активов российским парламентариям пришлось внести коррективы в 19 действующих законодательных актов.

Основные правовые инструменты института секьюритизации

Согласно вступающему в силу с 1 июля 2014 г. Закону N 379-ФЗ основным элементом правового механизма секьюритизации станет институт "специализированного общества" в форме специализированного финансового общества и специализированного общества проектного финансирования.

Целями и предметом деятельности специализированного финансового общества являются:

- приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств (денежные требования) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств;

- приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований.

Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования является финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения:

- денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта;

- иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта.

Специализированное общество проектного финансирования также вправе осуществлять эмиссию облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

К руководству специализированным обществом наряду с управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда допускается и иное хозяйственное общество, при условии включения его Банком России в реестр организаций, которые вправе осуществлять деятельность управляющих компаний специализированных обществ.

Фактически успех деятельности нового финансового института будет полностью зависеть от профессионалов, входящих в штат управляющих компаний, так как само специализированное общество согласно закону своего штата работников не имеет. Принятый Закон устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации специализированного общества.

Из новаций, введенных Законом в отношении залога, следует отметить то, что предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением теперь могут быть только бездокументарные ценные бумаги, обездвиженные документарные ценные бумаги, недвижимое имущество и денежные требования из обязательств, в том числе денежные требования, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств. Нормативными актами Банка России может быть установлен перечень иного имущества, в том числе прав требований, которое может быть предметом залога по облигациям.

Предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением не могут быть денежные требования, обремененные залогом или иными правами третьих лиц. Предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только денежные требования, принадлежащие эмитенту таких облигаций. Денежные требования, являющиеся предметом залога по облигациям эмитента, не могут становиться предметом еще одного залога в обеспечение других требований (последующий залог), за исключением требований владельцев облигаций других выпусков того же эмитента и требований кредиторов из договоров эмитента, если указание на обеспечение таких требований содержится в условиях выпуска облигаций эмитента.

Несомненным достоинством Закона N 379-ФЗ является и то, что в нем имеются четкие и обстоятельные нормы, касающиеся банкротства специализированного общества. В частности, в случае принятия арбитражным судом решения о признании специализированного общества - эмитента облигаций, обеспеченных залогом, банкротом все обязательства по таким облигациям могут быть переданы другому специализированному обществу (замена эмитента облигаций). При этом обязательства по облигациям специализированного финансового общества могут быть переданы только другому специализированному финансовому обществу, а обязательства по облигациям специализированного общества проектного финансирования - только другому специализированному обществу проектного финансирования.

С точки зрения обеспечения стабильного функционирования института секьюритизации финансовых активов важное значение имеют коррективы, внесенные в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, Банк России получил право устанавливать особенности расчета и значений обязательных нормативов, а также дополнительные обязательные нормативы (соотношение определенных активов и пассивов), величина и методики определения которых будут устанавливаться для кредитных организаций, которые являются эмитентами облигаций с ипотечным покрытием или облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями, либо осуществляют уступку денежных требований, залогом которых обеспечивается исполнение обязательств по облигациям ипотечного агента или специализированного общества.

Ну, и наконец, нельзя не обратить внимание на то, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана раскрывать информацию о сделках по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными. Состав такой информации, порядок и сроки ее раскрытия устанавливаются нормативными актами Банка России.

Механизм для стабилизации пассивов

Вступающий в силу Закон N 379-ФЗ ориентирован на интересы банковской системы и активизацию отечественного потребительского рынка.

Как известно, сегодня у нашей банковской системы нет "длинных" финансовых ресурсов, которые она могла бы направлять на кредитование экономики. Депозиты - вот главный источник формирования ресурсов отечественных банков. А они, как правило, рассчитаны до года ("короткие" деньги) и фактически являются вкладами до востребования, так как в любой момент вкладчик их может забрать без всяких штрафных санкций.

В связи с ситуацией, сложившейся на отечественном финансовом рынке, возникает необходимость создания правовых инструментов, которые позволяли бы кредитным организациям иметь "длинные" денежные ресурсы.

Как показывает мировая практика, секьюритизация финансовых активов позволяет это сделать. Она превращает кредиты, предоставленные огромному числу граждан и предприятиям, например малому и среднему бизнесу, в ценные бумаги. А ценные бумаги могут соответствовать длине предоставленных кредитов, например, под кредит, предоставленный на 10 лет, можно эмитировать ценные бумаги сроком на 10 лет и размещать их на рынке.

Банковские эксперты считают, что Банк России должен помочь развиться этому инструменту. Такие договоренности на соответствующем уровне власти есть. Банк России будет рефинансировать банки, принимая в обеспечение соответствующие ценные бумаги для того, чтобы выделять этим кредитным организациям необходимые им денежные средства. Причем у Центробанка отсутствуют ограничения по срокам рефинансирования. Соответственно, Банк России может давать и "длинные" деньги в обеспечение этих ценных бумаг. Но он может и выкупать такие бумаги. Как это делает, к примеру, американская ФРС, которая выкупает бумаги у компаний, тем самым снабжая их "длинными" деньгами.

Словом, секьюритизация очень важна с точки зрения формирования нового источника финансовых ресурсов банков, причем "длинного". Секьюритизация важна еще и для управления рисками, для освобождения балансов от излишних активов и улучшения показателей достаточности капитала банка.